Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Спасибо за детство, не убитое войной

Николай Иванович Амелин

Месяцы, дни и недели… С ними и годы бегут.
Залпы войны отгремели, В летопись скоро уйдут.
Но далеко в память будут страшные версты войны,
Их никогда не забудут люди великой страны…

З. Махалина

Великая Отечественная война, Сталинградская битва… Казалось бы, так много уже всего написано и рассказано, что почти нет «белых пятен», тайн и загадок. Тема войны остается актуальной до тех пор, пока не будет раскрыта история каждого участника, каждого воина. Но уходят годы, уходят ветераны. Каждый прожитый день с ними, каждая встреча особенно ценны и дороги. Но встречи со многими уже никогда не будет, поэтому об их подвигах нам расскажут другие.

Сегодня много говорится о патриотическом воспитании. Любовь к Родине начинается с любви и уважения к собственной семье, к её истории. Эти истории обязаны знать и мы, сегодняшние школьники. В год 70-летия победы великой битвы под Сталинградом мне захотелось больше узнать о судьбе собственного прадеда.

Однажды весной я помогала маме красить оградки на кладбище. Дело дошло до могилы моего прадеда Амелина Николая Ивановича. Мама рассказала, что он участник Сталинградской битвы, дошел до Берлина, что у него медаль за отвагу и орден Красной Звезды.

По рассказам односельчан я узнала, что перед уходом на фронт мать Дарья положила ему в дорогу молитву «Живой помощи». И даже когда приходили похоронки в село, она твердо говорила, что Коля вернется живым, даже если будет ранен. Служил Амелин Николай Иванович разведчиком. Дважды ходил за «языком». Это были самые опасные операции, когда переходили линию фронта и брали немецкого офицера в плен. Однажды, рассказывал прадед, перед такой операцией, неделю следили по ночам за передвижением немецких частей. Подслушивали разговоры и выжидали удобное время, когда они могли оказать наименьшее сопротивление. На ступил день католического праздника, немцы праздновали торжество. В этот момент прадед с однополчанами выжидали, когда фашисты напьются водки, чтобы взять их врасплох с наименьшим шумом и сопротивлением. И вот в назначенное время, ночью, прадед и два солдата переплыли реку. Взяли офицера высокого чина и пьяного переправили на лодке к своим. Немецкий офицер долгое время не понимал, что происходит, и к утру только понял, что он в плену. Эта операция принесла много важной информации, за что прадед и был награжден. Николай Иванович ходил в разведку , брал «языков» за что получил медаль «За Отвагу».

Так из всего окружения выжили Николай Иванович и его однополчанин. За ночь они могли пройти через линию фронта к своим. Бойцы сами не верили в то чудо, что произошло с ними.

За всю войну прадед получил 4 ранения и жил всю оставшуюся мирную жизнь с «блуждающими осколками» в теле. Осколки бывало видно через кожу, что доставляло дикую боль. Его спина была полностью была обожжена, как будто без кожи. Из-за этого он никогда не переодевался при детях, чтобы их не испугать. А чтобы надеть майку, он сначала мял ее в руках, чтобы она стала мягче, так как даже одежда причиняла ему боль, касаясь о спину.Дед рассказывал, что прежде чем пойти в бой, бывало, им давали выпить водки, чтобы не было так страшно, ведь каждый бой мог стать последним. Амелин Николай Иванович все время был на передовой, от Сталинграда он дошел до Берлина. Самая дорогая награда для солдата по словам деда это жизнь, но Орден Красной звезды который он получил за проявленное мужество для него особенно дорог.

С войны Николай Иванович вернулся в Житкур к семье, к жене Ксении, в свой дом. Дома в Житкуре отличались тем, что строились на «санях», для того, чтобы их можно было перевезти в случае переезда. В 1953 году их переселили в Савинку. Из Житкура свой дом брать они не стали, его перевезла в Савинку семья Морозовых. Установили дом прямо напротив моста через реку Торгун. Сегодня это улица Ленина. К декабрю 1954 года в Савинке семья Амелиных построила свой новый дом по Житкурской технологии, на «санях», но перевозить его не пришлось, так как деды доживали свой век в этом доме, на берегу реки Торгун недалеко от моста. Он и сейчас находится в хорошем состоянии.

Селяне говорят, что Николай Иванович любил в хозяйстве порядок, в скотном дворе у него было все под метелочку, и каждая вещь имела свое место. Дед был очень грамотным человеком, поэтому после войны долгое время работал учетчиком и бригадиром в колхозе им. Чапаева. В архивных списках целинников школьного музея я обнаружила своего прадеда . В период поднятия целинных земель он был несколько лет комбайнером, затем учетчиком в четвертой бригаде. Вел учет в похозяйственной книге. Занимался статистикой полевых работ, совмещал работу завхоза. По воспоминаниям сына Амелина Николая Николаевича, время поднятия целины для отца было периодом больших перемен. Колхозники объединились в едином порыве ради общего дела, очень хорошо была развита взаимовыручка. В одной бригаде люди жили как большая семья, всем делились поровну. Не было зависти к передовикам, наоборот это был стимул работать лучше. Николай Иванович вспоминал случай: по народным приметам, в которые уж очень верила мать Ксения, 10 мая нельзя было выходить в поле и пахать. В этот день праздник Симона Зилота, земля в этот день именинница. Но селяне знают, что весенний день год кормит, и приметы в расчет не брали и как обычно вышли в поле на посев зерновых. Но работа так и не началась, пошел сильный весенний ливень, который заставил всех вернуться по домам. Вот и не верь после этого в суеверия. К великому сожалению, наградных документов не сохранилось, но по рассказам сына Николая Николаевича, дед имел много почетных грамот.

Из-за ранений зрение резко стало ухудшаться, и дед стал слепнуть. Пришлось поменять работу. Николай Иванович стал развозить на лошадях хлеб с совхозной пекарни. К лошадям он питал особую любовь. Своими руками любил изготавливать различные украшения на сбрую, красивые кнуты и другую упряжь для лошадей. После ухода на пенсию был конюхом. Прабабушка в шутку говорила, что в роду прадеда, вероятно, есть цыганская кровь, и его смуглая кожа, витые волосы и любовь к лошадям не случайны. Но точных достоверных сведений об этом нет. Любовь Николая Ивановича к лошадям передалась не только сыну Владимиру, но и внуку Николаю.

После войны в их семье родились четверо детей: Александр (1949 год 11 декабря), Владимир ( 3 мая 1951 года), Вячеслав и Василий (1954 год 6 декабря).

О войне вспоминал дед всегда со слезами на глазах, потому что потерял там много товарищей. Бабушка вспоминала, что он во сне продолжал «воевать», поэтому приходилось его часто будить. Прадед всегда повторял слова: «Не дай Бог пережить вам то, что мы пережили». Николай Иванович не любил хвастаться своими медалями. Сам по себе он был человеком скромным и никогда не считал себя героем, говорил, что воевал как все и отдавал долг своей Родине. В книге «Солдаты Победы» о нем краткие сведения: старшина 527 стрелкового полка.

«Верные сыны России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Кавказа, Ка­захстана, Средней Азии стойкостью и массовым героизмом заслужили бес­смертную славу».

Эти слова Г.К.Жукова - и о моих земляках, о моем прадеде. Ведь они совершили самый вели­кий подвиг - защитили Родину. И это вечный для нас пример. Как мы сейчас гордимся славными подвигами воинов в Ледовом побоище, на Куликовом поле, так и мы, и наши потомки должны гордиться солдатами Великой Отечественной, солдатами Сталинграда. И наша задача - сохранить память о них и передать, как факел новым поколениям. Солдаты отстояли нашу жизнь, пришло наше время отстоять о них память. В память о моем прадеде Амелине Николае Ивановиче и всех воинах Сталинградской битвы я написала стихотворение, через которое хочу выразить благодарность и преклоняю голову перед подвигом своего народа.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 886499 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране