«БТ» (Быстроходный Танк) - название серии советских лёгких колёсно-гусеничных танков 1930-х годов.
Своим возникновением БТ обязаны американскому конструктору Дж. У. Кристи (американский конструктор), который предложил оригинальную концепцию быстроходных танков.
Тема колёсно-гусеничных боевых машин в конце 1920-х - начале 1930-х была весьма актуальна. Дело в том, что танки той эпохи были невероятно медлительными. Скорость первых «сухопутных дредноутов» не превышала 10 км/ч. На поле боя этого, вроде бы, хватало для сопровождения пехоты и прорыва оборонительной полосы противника. Но вот переброска танков на новый участок становилась головной болью. И дело не только в низкой скорости - ресурс гусениц этих танков был также невелик: их хватало не более чем на 100 км.
Именно с этим, кстати, связано такое обилие бронеавтомобилей, выпускавшихся в мире до Второй мировой войны. Военным была крайне необходима боевая машина, обладающая высокой скоростью. И хотя недостатки бронеавтомобилей были всем понятны, только они могли занять нишу быстроходных боевых машин.
А что касается танков, то приходилось либо смиряться с их недостатками, либо подвозить танки к полю боя при помощи тяжёлых грузовиков, что довольно дорого.
Конструкторы многих стран соревновались в изобретательности, пытаясь найти самое удачное решение «колёсно-гусеничной проблемы». Однако их детища в основном оставались лишь смелыми экспериментами: развитие техники не стоит на месте и танки (обычные) постепенно избавлялись от разнообразных проблем. Скорость хода по шоссе у лёгких танков достигла 40-50 км/ч. Повысился ресурс гусениц. А колёсно-гусеничные гибриды отличались сложностью и ненадёжностью.
Зато в СССР идея встретила полное понимание. Надо сказать, как раз в начале 1930-х годов в СССР шёл лихорадочный поиск удачной концепции танка. Попытки создать танк своими силами не увенчалась успехом - советские танкостроители не имели достаточного опыта в создании боевых машин, танк МС-1 был, скорее, опытным образцом. Пришлось искать решение за границей.
Проводились многочисленные работы по улучшению движения танка на колёсах. Так, разрабатывался привод на все колёса (кроме управляемых) - танк при этом превращался в колёсную машину с колёсной формулой 6×8 (идея реализована при создании А-20). Создавались экспериментальные БТ, способные двигаться при утере одной из гусениц - с одного борта при этом привод был на колёса, а с другого - на ведущее колесо гусеничного хода. При этом, движение гусеницы было синхронизировано с вращением колёс другого борта.
Сейчас это может восприниматься, как несерьёзные проекты. Однако нужно понять конструкторов 1930-х годов, которым в руки попал такой материал, как БТ. Тем более что их усилия не пропали даром - эксперименты 1930-х легли в основу создания многих удачных боевых машин, среди которых - лучший средний танк Второй мировой войны - Т-34.
Советские конструкторы понимали слабость бронирования БТ - это стало особенно очевидно в ходе войны в Испании. Именно для улучшения защищённости танка они, начиная с БТ-7 поздних серий, начали ставить броню с рациональными углами наклона. Стремление максимально защитить танк при сохранении приемлемого веса нашло отражение в колёсно-гусеничном танке БТ-20 (другое название - А-20). Однако втиснуть надёжное бронирование в заданные весовые ограничения (18 тонн) было невозможно.
Ковалец Артем Сергеевич, учащийся 11 «В» класса, МОУ лицей №5 им. Ю.А. Гагарина Центрального района г. Волгограда, Россия.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!