Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Учителя войны в моей семье

На берегу самой большой реки Европы Волги раскинулся город, имя которому – Волгоград. В нем я родилась. Его знают во всем мире - это город начала Великой Победы!

Волгоград - это вся моя жизнь. Здесь я окончила педагогический институт в 1993 году и работаю учителем начальных классов в школе № 84, в которой я и училась.

В Волгограде живут мои друзья и родственники. Почти все мои родные тоже учителя. С гордостью вспоминаю своего дедушку, Грекова Ивана Васильевича – директора Гусевской средней школы Ольховского района, а после войны директора школы № 41 Центрального района г. Волгограда. Он был участником Великой Отечественной войны и героически сражался за свой родной город Сталинград. Моя бабушка, Грекова Нина Николаевна, и прабабушка, Радишевская Прасковья Антоновна – заслуженные учителя. А еще одна прабабушка, Радькова Надежда Антоновна – отличник народного просвещения. В годы Великой Отечественной войны она с детьми была в эвакуации. Но и там в сложнейших условиях с любовью и большой ответственностью давала знания детям.

Радькова Надежда Антоновна – отличник народного просвещения. В годы Великой Отечественной Войны работала учителем в эвакуации.

Моя бабушка много рассказывала мне о том, как сама училась в школе в войну, как стала учителем и как работала с детьми в условиях военного времени. Всем этим мне с гордостью хотелось бы поделиться.

Моя бабушка, Грекова Нина Николаевна, училась в средней школе № 16 Баррикадного района г. Сталинграда. Окончила десять классов в июне 1942 года. Это был первый военный выпуск в городе. Учиться было трудно и опасно. Уроки часто прерывались в связи с объявленными тревогами. После отбоя занятия возобновлялись. В течение учебного года место учебы менялось шесть раз, так как школы брали под госпиталь. Какое-то время учились в банно-прачечном комбинате. Учебный год закончили в частном доме у одной из девочек ее класса. Школу окончили не все. Некоторые юноши ушли работать на завод «Баррикады», заменив на рабочих местах своих отцов, ушедших на фронт. Аттестаты об окончании средней школы получили в июне 1942 года только 18 человек.

К этому времени положение в Сталинграде очень сильно осложнилось. С июля 1942 года он стал фронтовым городом. Осенью 1942 года семья бабушки вместе с ее мамой, Радьковой Надеждой Антоновной, сестрой и братом была эвакуирована в Куйбышевскую, ныне Самарскую область, в село Сосновку Кошкинского района.

По приезде моей прабабушке предложили работу в колхозе пастухом. Места учителя в школе не было. Она согласилась, так как пастуху давали каждый день один литр молока и один килограмм хлеба. А у нее на руках трое детей, которых надо кормить. С собой из Сталинграда они могли увезти только то, что было на них. Так что обменять одежду на продукты, как это делалось в войну, они тоже не могли.

Но душа прабабушки все время рвалась в школу. И в августе 1943 года ее назначили учительницей 4-ого класса в село Березки, куда она и переехала вместе с детьми. Две девочки-подростки, дочери ее, работали в Сосновке, в колхозе на разных работах. Одной из них тоже улыбнулось счастье. Это и была моя бабушка – Нина Николаевна. Ей предложили работать в малокомплектной школе в с. Красновка учительницей 2-ого и 4-ого классов. Это был тот случай, упустить который она просто не могла. Наконец-то она будет учительницей! Ведь только об этом мечтала бабушка с раннего детства, помогая маме проверять тетради учеников.

Поборов все сомнения о том, что у нее нет специального образования для работы в школе, она несмело дала утвердительный ответ, сказав при этом, что очень хочет работать учителем. К тому же она понимала, что рядом с ней учитель с большим опытом работы – ее мама, которая всегда поможет.

С 23 октября 1943 года бабушка приступила к работе учителя в начальной школе с. Красновка Кошкинского района Куйбышевской области.

Грекова Нина Николаевна - в 1943 году учитель начальной школы с. Красновка Кошкинского района Куйбышевской области.

Работать в тяжелых военных условиях было трудно, голодно и холодно. На уроках не хватало книг. Очень мало было тетрадей. Писали на газетах, сшитых в форме тетрадей. Не было чернил. Некоторые мамы каким-то непонятным образом делали чернила из сажи. Писали дети деревянными палочками. Зимой, когда рано становилось темно, на партах у учеников загорались коптилки (маленькие стеклянные пузырьки, заполненные керосином, со вставленными фитильками). В более «привилегированном» положении находился учитель, у него на столе стояла керосиновая лампа. От нее света было чуть-чуть больше, а копоти столько же. Но ни ученики, ни тем более учителя, не обращали внимания на эти трудности. Ведь все это было ради победы! Вот так об этом трудном времени написала бабушкина коллега Мосолыгина Мария:

В те годы все преобразились,
Все стали в десять раз сильней,
Лишь потому, что не было на свете
Земли дороже нашей и родней.

Но дети при всех трудностях жизни остаются детьми: они любят бегать, прыгать, танцевать… Бабушка сама очень любила петь, знала много веселых детских песен. В детстве она с удовольствием занималась в хореографической студии при Доме культуры заводы «Баррикады». Теперь все эти умения ей пригодились в работе с детьми в тяжелое военное время. Бабушка организовала для ребят танцевальный кружок, где она разучивала с ними русские народные, украинские, белорусские, цыганские танцы. А как счастливы были дети хоть на часок забыть о войне!

Часто репетиции в кружке заканчивались поздно вечером. Идти домой в с. Березки было страшно. Тогда бабушка оставалась ночевать в школе. Спала в своем классе на учительском столе, положив под голову сумку с тетрадками, а укрывалась стареньким пальто.

Дети по-разному относились к работе кружка. Ведь у многих в это время на фронте гибли отцы, братья и близкие. Но трудности в работе с детьми юную учительницу не пугали. Однажды она сказала мне: «Волна счастья накрыла меня с головой, когда я узнала, что я самая первая со своими учениками выучила Гимн Советского Союза!» Текст гимна был помещен в газете «Правда» в декабре 1943 года. А мелодию гимна им помог освоить баянист, приглашенный в класс. Молодая учительница с нескрываемой гордостью ликовала, когда ее ученики первыми в районе исполнили гимн Советского Союза перед родителями и фронтовиками. Это еще больше придавало сил и энергии моей бабушке, увлеченной своей работой, – такой сложной и такой нужной в суровых условиях войны!

Конечно, работать в тылу было бы невозможно без тех, кто держал оборону на фронте. Но ведь и здесь в строй вставали учителя. Моему дедушке, Грекову Ивану Васильевичу, учителю химии по профессии и директору школы по должности, пришлось взять в руки оружие. Он прошел Сталинградскую битву, отстоял свой родной город и закончил войну в звании лейтенанта пехоты, для того чтобы вернуться к своему любимому делу - учить детей.

Греков Иван Васильевич - фронтовик, учитель химии по профессии и директор школы по должности.

История любой страны немыслима без истории отдельно взятой семьи. Я очень горжусь своими родными: и теми, кто сложил свои головы в боях за Родину, и теми, кто в суровых условиях войны отдавал свою душу и сердце детям.

Воротынцева Наталья Николаевна, МОУ СШ № 84, г. Волгоград, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 900094 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране