Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Несовершеннолетний узник

Валентина Ивановна Ковригина

Валентина Ивановна Ковригина родилась в Сталинграде в 1936 году. С раннего возраста ее воспитывала бабушка.

Отец Очередко Иван Ильич и мама Рима Филипповна. Отец до войны работал на заводе, в 1941 добровольно ушел на фронт. В 1944 его ранило, пуля попала под лопатку, госпитализировали.

Нижний поселок Сталинграда, рыли окопы, готовились к наступлению.

23 августа 1942 года - пролетел немецкий самолет. «Как только мы слышали рев самолета, сразу определяли, если с крестом, то сразу прятались, если со звездой – то махали шапками и руками, очень радовались» (рассказывает она).

«Нам объявили, что немцы идут на Сталинград и нужно эвакуироваться, в тот день, когда была эвакуация, мы с мамой и бабушкой опоздали на переправу, когда подбежали, то последняя баржа уже отплыла от берега, конечно, возвращаться никто не будет. Война, в воздухе слышны фашистские самолеты. Мы смотрели и не знали что делать, плакали и махали, когда баржа приблизилась к середине Волги, раздался ужасный взрыв, от сброшенной немецкой бомбы баржа запылала. Вот тогда было еще страшнее, от того, что там погибли мирные жители Сталинграда. Но с другой стороны рады, что опоздали на эту баржу. И мы вернулись в город. На следующий день немцы подорвали нефтяную базу, нефть растеклась по Волге. Волга горела и пылала, клубился черный дым.

Вдруг слышен снова гул, это самолет разведчик, затем пролетели, как стая черных воронов немецкие самолёты, их было где-то 15-20.Сразу же все спрятались в окопы.

Окопы были вырыты теми, кто не смог эвакуироваться, это было в балке. Здесь же была конница с лошадьми. После обстрела, затишье. Люди стали выбираться из окопов, но не все выжили, были и раненые. Мою двоюродную тётку придавило насмерть. Спустя несколько минут взрослые стали осматривать балку, повсюду кровь и мясо лошадей. Их тоже было жалко. И тут снова бомбежка. Было жутко страшно».

В сентябре 1942 года настал страшный голод, есть, было нечего. «Нам - детям приходилось ходить на элеватор, там собирали горелые зерна» (со слезами рассказывает прабабушка).

«В октябре, немцы выгнали всех их окоп и погнали нас как скот. Было холодно, сыро и страшно. Шли мы пешком. Кутая тогда не понимала, держалась за маму. (несовершеннолетний узник). А гнали нас в Белую Калитву (Суровикинский район). Мы шли в две колонные, по дороге нас сравняли и остановили, думали привал, но оказывается на пути была мина.

Фашист ударил маму прикладом и что то прокричал «Шнель, Шнель» и показывал на мину. Маме было понятно нужно было мину убрать, я держалась за подол и плакала, меня оттолкнули. Слаба Богу обошлось, снаряд не взорвался». (рассказывает Валентина Ивановна).

Придя на место, их согнали в барак, огороженный колючей проволокой. Дети расположились в углу, на соломе, а везде было сыро, было ужасно много вшей. Все чесались. Есть нечего, варили отруби с опилками. Я просила, есть у мамы (говорит В.И), рядом был мужчина, у него был корень солодки, сладковатый на вкус.

В то время отбирали детей в возрасте 10-11 лет и отправляли в Литву, Польшу. На радость или на беду В.И. заболела, покрылась вся болячками, а немцы боялись подходить к больным и меня обходили стороной. Все боялись фашистов, думали, что будут расстреливать. Вдруг спустя две - три недели нам открыли ворота, мы вышли на свет и увидели, что немцев нет. Очень обрадовались, мы понимали, что наши солдаты перешли в наступление. Шли мы обратно другой дорогой, мимо деревень. Остановились возле небольшого водоема, а там гора трупов. Очень устали, хотели есть, ночью остановились и мама постучала в окно. Дверь открыла женщина, она впустили на ночлег, достала из печи чугунок со свеклой. Так было прожили у неё дней 6 -7 и решили вернуться в Сталинград.

Бабушка В.И. и ее двоюродный брат остались в Сталинграде, они их и не видели, когда угнали немцы. Придя в Сталинград, искали по возможности, спрашивали у людей, в конце концов бабушку нашли, а брата немцы угнали в Польшу.

Мама В.И. пошла на завод, там хотя бы кормили, тех кто работал и их детей. На улицах Сталинграда были разброшены игрушки, но люди знали, что они заминированы.

На одной из улиц за колючей проволокой были солдаты - румыны, они нам давали кусочки сахара, и говорили, что у них дома тоже дети. Нас ругали родители, но мы ходили туда, очень хотелось сладкого (говорит В.И.). А один солдат протянут кусок хлеба и банку тушенки американской. Это был праздник.

Осенью следующего года, когда Сталинград освободили от немцев, Валентина Ивановна пошла в первый класс. Книг не было, не было и тетрадок. Вот таки учились, слушали учителя. Скрывали, что В.И. была узницей, за это очень презирали, хотя люди в этом не виноваты. Узника приравнивали к предателю. В комсомоле было тяжело, когда об этом узнали. Это сейчас можно об этом говорить, но говорит Валентина Ивановна со слезами на глазах.

Валентина Ивановна является председателем несовершеннолетних узников Великой Отечественной войны. День узников отмечается 11 апреля. Все послевоенное время Валентина Ивановна прожила в Сталинграде, а в 1968 году переехали в Дубовку всей семьей.

Самсонов Александр, МКОУ СШ №2 г. Дубовка, Волгоградская область, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 886508 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране