Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Они отстояли в труде и в бою Родину нашу, свободу свою (часть 2)

Василий Аристархович Шипулин

В январе 1944 г. после излечения в госпитале Василий Аристархович был направлен командиром стрелковой роты 80-й стрелковой дивизии на 2-й Украинский фронт. В марте 1944 г. в Правобережной Украине развернулось Корсунь-Шевченковское сражение. В тяжелейших боях противник был окружён и разгромлен. В ходе боёв молодой офицер был опять ранен, и с апреля по июль 1944 г. находился на излечении в госпитале. По окончании лечения В.А.Шипулин признан ограниченно годным к службе и направлен на 3-й Украинский фронт командиром зенитно-пулемётных установок на автомобилях 449-й артбригады 80-й гвардейской стрелковой дивизии.

А дальше - участие в Ясско-Кишенёвской операции, бои в Румынии и в Венгрии. Ожесточённые сражения развернулись за столицу Венгрии - Будапешт и в районе озера Балатон. После тяжелейших боёв, с огромными потерями для противника Будапешт был взят советскими войсками. Соединение, в котором воевал Василий Аристархович, было нацелено на взятие столицы Австрии - Вены. Чтобы сломить сопротивление врага, советским командованием было принято решение обойти Вену с юга силами 3-го Украинского фронта, и силами 2-го Украинского фронта - с севера. 6 апреля 1945 г. передовые части обоих фронтов завязали в городе уличные бои, которые продолжались целую неделю. 13 апреля 1945 г. Вена полностью была освобождена от немецко- фашистских войск, и Василий Шипулин принимал участие в этом освобождении.

9 мая 1945 г. был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии. День Победы старший лейтенант Шипулин встретил в окрестностях Вены. Последние залпы его 449-я артиллерийская бригада 80- й гвардейской дивизии произвела 14 мая 1945 г. Однако севернее Вены крупная группировка гитлеровцев отказалась сложить оружие даже после объявления о капитуляции Германии, и войскам Красной армии пришлось нанести последний удар и уничтожить группировку врага. В сентябре 1945 года воинская часть, где проходил службу Василий Аристархович, была перебазирована в Венгрию. В конце 1945 года он был демобилизован из рядов Красной армии по состоянию здоровья, и в январе 1946 года вернулся домой в Елец.

Возвращаться к мирной жизни после четырёх лет войны было нелегко. По состоянию здоровья Василий Аристархович был не пригоден к физической работе, сказались ранения, полученные на фронте. Какой путь в жизни выбрать? И он решает продолжить образование, связанное с авиацией. Документы были направлены в Ленинградский институт авиационного приборостроения. Вскоре было получено подтверждение о зачислении в число студентов дневного отделения без сдачи экзаменов. В 1952 г. институт закончен, и выпускник Шипулин В.А. в апреле 1952 года был направлен на завод авиационного приборостроения, находящийся в городе Энгельсе, в будущем - ООО ЭПО «Сигнал». Завод нуждался в инженерных кадрах. Вскоре Шипулин В.А. был назначен руководителем отдела технического контроля. В 1956 г. его назначают главным инженером. А уже в июне 1957 г. Василию Аристарховичу было предложено возглавить завод. Ему к этому времени не исполнилось и 35 лет!

Вся последующая жизнь Василия Аристарховича Шипулина была связана с ЭПО «Сигнал». В 1960-1980-х годах завод «Сигнал» - самое крупное приборостроительное предприятие в авиационной промышленности. Наверное, не было у нас в стране самолёта или ракеты, на которых бы не стояли приборы, изготовленные на заводе. Приобретали наши (мы гордимся этой трудовой заслугой земляков!) манометры и датчики давления и создатели танков, и проектировщики морской техники. В те времена были разработаны и запущены в серийное производство такие самолёты, как истребители МиГ-29, Су-27, тяжёлый стратегический бомбардировщик Ту- 160 и др.

К концу 80-х гг. наша авиационная и космическая промышленность вышла на пик своих возможностей, создав большой задел на ближайшие десятилетия, что подтверждается готовностью нашей промышленности к созданию самолётов следующих поколений, и как пример, - чудо техники космический многоразовый транспортный корабль «Буран». В.А. Шипулин принимал самое активное участие и в создании приборов и испытательных стендов для «Бурана». Он был членом координационного Совета при Генеральном конструкторе на заводе-изготовителе «Бурана». Надёжность всех приборов и систем жизнеобеспечения показал и подтвердили первый, и к сожалению, последний беспилотный полёт и посадка в автоматическом режиме.

Василий Аристархович Шипулин вышел на заслуженный отдых в 1985 году, он пенсионер союзного значения. Он оставил коллектив предприятия численностью более 10 000 человек, из них 2 500 инженерно - технического персонала. Завод в ту пору имел развитую социальную структуру: 5 детских садов, Дворец культуры «Восход», стадион, 2 средних школы (в том числе и наша школа!), авиационный техникум (он работал при заводе и готовил кадры для "Сигнала"), базы отдыха на берегу Волги, пионерский лагерь им. Ю.А. Гагарина (сейчас это одноименный лагерь отдыха для школьников, и мы любим проводить в нем летние каникулы!). Было введено в эксплуатацию более 150 тыс. кв. метров жилья для работников завода. Предприятие входило в число лучших в министерстве авиационной промышленности.

За заслуги перед Отечеством Василий Аристархович был удостоен высоких наград: орден Ленина (1981), 2 ордена Трудового Красного знамени (1970,1974), 2 ордена Знак Почёта (1959,1961) орден Отечественной войны 1 ст.(1985), 2 ордена Красной Звезды (1944,1945), орден К.Э. Циолковского Федерации космонавтики России (2008).В 2009 г. решением Энгельсского муниципального Собрания депутатов Шипулину В.А. было присвоено звание «Почётный гражданин Энгельсского муниципального района».

Несмотря на преклонный возраст, Василий Аристархович продолжает занимать активную жизненную позицию. Он часто встречается с учащимися средней школы № 31, являясь для них образцом служения Родине, и ребята - частые гости в семье Шипулиных. Примером своей жизни он воспитывает любовь к своей родине, чувство долга перед страной и её гражданами.

Они отстояли в труде и в бою Родину нашу, свободу свою (часть 1)

Творческая группа авторов: Чиганова Ольга, Родионова Екатерина, Можарова Ангелина, МОУ "СОШ № 31", рп Приволжский, г. Энгельс, Саратовская область, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 896121 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране