Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Знать, чтобы помнить и гордиться (часть 2)

Работа завода в эти страшные годы велась под девизом: «Все для фронта, все для победы». Первые приборы были выпущены уже 25 декабря 1941 года, они предназначались для легких санитарных самолетов.

Помимо производства приборов для фронта, в первые дни войны на завод было возложено одно из срочных заданий - изготовление солдатских котелков. Эту работу возглавил начальник 3-го производства А.П. Иванов, а технологию глубокой вытяжки разработал сотрудник отдела главного технолога В.А. Разин.

В мае 1942 г. завод коллектив завода вступил во Всесоюзное социалистическое соревнование, и план 1942 года по выпуску товарной продукции был выполнен на 100,6%.

В сентябре 1942 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о введении военного положения в Саратовской области. Завод продолжал работать круглосуточно, но уже в условиях военного положения, рабочие после смены дежурили, следили за порядком на территории поселка и станции Анисовка, сторожили железнодорожный мост через Волгу, наблюдали за небом, а в случае появления вражеских самолетов, предупреждали жителей об опасности. После дежурства они снова шли в цеха, чтобы ударно трудиться для общей победы, ведь никто не сомневался в победном завершении войны.

В 1943 году одной из форм социалистического соревнования было открытие лицевых счетов и внесение вклада сверхплановой продукции, выраженного в нормочасах, в лицевой счет «За скорейший разгром фашизма».

В музее завода мы нашли имена лучших рабочих – «лицевиков» и результаты их трудовой деятельности в нормочасах. Вот они, героические труженики тыла, на которых все равнялись:

- слесарь П.О. Яворук - 7145 нормочасов;

- слесарь Полестеров - 6338 нормочасов;

- сборщик В.Н. Шайкин - 7442 нормочасов;

- токарь Н.И. Хомутов - 6201 нормочасов.

Сверхплановая продукция, сданная по лицевым счетам 826 комсомольцами в 1941-1945гг., равноценна количеству приборов, которыми можно оснастить 3500 самолетов. Вот какой вклад внесли наши земляки - комсомольцы-заводчане в копилку победы над фашистами! При этом с каждым годом увеличивалось количество человек, принимавших на себя повышенные обязательства!

Вот несколько "сухих" цифр, за которыми неимоверный труд и мужество тружеников тыла: в 1942 году – на 42% увеличилось количество человек, взявших на себя повышенные обязательства и выполнивших их, в 1943 году – на 52%, а в 1944 году – на 60%. В 1943 году завод внес на лицевой счет сверх плана 805 748 нормочасов! В 1944 году завод записал на лицевой счет сверхплановой продукции более 1 млн. нормочасов!

Лучшей характеристикой работы завода в условиях военного времени является тот факт, что коллектив, преодолевая все трудности, 23 раза выходил победителем во Всесоюзном Социалистическом соревновании предприятий авиационной промышленности, 23 раза награждался Красным знаменем Государственного Комитета Обороны, которое по решению ВЦСПС и министерства от 16 апреля 1946 года передало заводу на вечное хранение.

Кто же они, эти героические труженики тыла?

В эвакуацию из Москвы прибыли только 40% высококвалифицированных специалистов, поэтому источниками пополнения кадров были, в основном, женщины и подростки 15-16 лет из числа жителей города Энгельса и близлежащих деревень: Анисовки, Терновки, Квасниковки, Подгорного, Смеловки, Узморья и других населенных пунктов Заволжья.

Другим источником пополнения завода рабочими были школы ФЗУ, расположенные в городах Саратов, Энгельс и Маркс. В 1942 году на завод было принято около 1500 человек, которых нужно было быстро научить продуктивно трудиться.

Наиболее целесообразными были признаны индивидуальное и бригадное обучение, стахановские школы, курсы повышения квалификации и прохождение технического минимума. Этими видами обучения в 1942 году было охвачено более 4000 человек, в их число входили и московские рабочие.

Старые кадровые рабочие, уходя на фронт, готовили себе смену, передавая пришедшей молодежи не только профессиональные навыки, но и лучшие трудовые традиции. Спустя 2-3 года после окончания войны, эти рабочие составили главную квалифицированную силу завода.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за самоотверженный труд во время войны коллектив завода награжден Орденом Ленина.

В конце 1944 г. в соответствии с приказом Наркомата опытно- конструкторское бюро завода и часть одного из производств возвратились в Москву. Но основная часть завода им. Орджоникидзе осталась в Энгельсе и продолжала свою деятельность, помогая фронту.

Начиная с 1941 года и до окончания войны, завод выпускал высотомеры, указатели скорости, тахометры, автопилоты, авиагоризонты, гиромагнитные компасы, манометры, указатели поворота, автоштурманы, а также датчики бомбосбрасывателя, антиобледенительные установки на самолёты и многие другие приборы. Свою продукцию завод № 213 отправлял в Уфу, Омск, Киров, Казань, Саратов, Нижний Тагил, Челябинск, Куйбышев (Самара), Сталинград (Волгоград), Новосибирск, Свердловск (Екатеринбург), Горький, Нижний Тагил и другие города, где этими приборами оборудовали танки и самолеты.

В 1949 году часть завода № 213 перебазировалась в Саратов, с 1949 г. по 1951 г. в Энгельсе на базе оставшегося оборудования и трудового коллектива действовал филиал завода № 213.

В 50-90-е годы наш завод неоднократно реформировался и переименовывался. 22 июня 1993 г. Постановлением Администрации города Энгельса Саратовской области № 1248 Государственное Энгельсское приборостроительное объединение «Сигнал» перерегистрирован в АООТ «Сигнал». В апреле 2000 г. создано ЗАО «Сигнал-Прибор», и 25 июля 2002 г. ЗАО «Сигнал-Прибор» преобразован в ООО ЭПО «Сигнал» (общество с ограниченной ответственностью Энгельсское приборостроительное объединение «Сигнал»). Под этим именем живет и трудится наш завод сейчас.

Продукция, выпускаемая предприятием в наши дни, разнообразна: это и газовое оборудование (манометры, бытовые газовые счетчики, промышленные узлы учета газа, регуляторы давления газа и другие), и приборы для комических аппаратов. Например: датчики первого поколения ЭДД, применявшиеся на самолетах ТУ-16, ИЛ - 28, МиГ-15.

Но сами, конечно же, эти приборы появиться не могут - это результат совместной деятельности руководства предприятия и его рабочих и ИТР, среди которых много трудовых династий, котрыми заводчане дорожат, как частицей собственной жизни. Мы расскажем о жизни лишь двух из заводчан - Федоре Петровиче Вайнрибе и Василии Аристарховиче Шипулине.

Знать, чтобы помнить и гордиться (часть 1)

Страницы жизни ветерана войны и труда Василия Аристарховича Шипулина

Страницы жизни ветерана войны и труда, труженика тыла Федора Петровича Вайнриба

Завершая свою работу, эти бесценные страницы общей и семейной славы, мы с гордостью говорим: "Наши земляки внесли достойный вклад в Победу над фашистской Германией, честно выполнили свой боевой и трудовой подвиг.

И мы, живущие в условиях мира, который отстояли наши деды и прадеды, помним об этом и гордимся ими и обещаем, что будем следовать их заветам!"

Творческая группа авторов: Чиганова Ольга, Родионова Екатерина, Можарова Ангелина, МОУ "СОШ № 31", рп Приволжский, г. Энгельс, Саратовская область, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 894623 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране