Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

«Дважды похороненный, но все-таки живой!»

Иван Митрофанович Кривобоков

Ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше. И каждая встреча с ветераном превращается для нас в праздник. К сожалению, эти встречи так редки. Одним из ветеранов, который приходил в гости к ученикам Салтынской школы, был мой прадед Кривобоков Иван Митрофанович, который прошел почти всю войну. Недавно он ушел из жизни, ему было 90 лет. Нелегкую жизнь прожил мой прадед. О ней он мне часто рассказывал.

Две похоронки за войну получила на Ивана Митрофановича Кривобокова наша семья. Дважды отпели его в церкви. А он прошел без единого ранения фронт, немец-кий плен и вернулся домой. Почти с того света.

До войны прадед окончил Дубовский сельскохозяйственный техникум. Летом 1942 года была сформирована 23-я отдельная противотанковая бригада, куда попал прадедушка. Он попал под Ворошиловоград. Бригада, тая от боя к бою, отходила к Ростову. Именно тогда и ушла на Ивана Митрофановича первая похорон-ка. Да и сам он давно перестал считать себя живым. В балке под Красным Сулином, когда их в очередной раз окружили немцы, он закопал свой партбилет. Вместе с несколькими десятками бойцов он дошел до Северского Донца и после переправы попал на переформирование.

Прадед рассказывал, как во время боя приходилось прятаться от пуль за мертвыми телами. Это было так страшно.

Летом 1943 года в боях на Запорожском направлении Иван Кривобоков - командир отделения связи 647-го стрелково-го полка 216-й дивизии 51-й армии.

Прадед вспоминал:

- Мы поддерживали связь меж-ду пехотным батальоном и арт-полком. Немцы зашли с фланга и стали отрезать наших пехотинцев. Телефонный провод перебило, и все мое отделение легло тогда, восстанавливая его. Я оставался последним, когда наши оттеснили фрицев. А все-таки интересно, как мозги в такие минуты работают. Вот добрался я до воронки, нашел обрыв провода, соединил. Вроде как гора с плеч. Обстрел идет, голову не высунешь, а я смотрю, какие замечательные сапоги на убитом немце. На моих подметки отлетели, а эти новенькие. Так под обстрелом и переобулся.

В ноябре 1943-го 51-я армия подошла к заливу Сиваш, Гнилому морю, - черному входу в Крым. Полк Кривобокова наступал в пер-вой волне. Прадедушка рассказывал, как они переправлялись сразу за разведчиками. Топали вброд на их сигналы фонариками. Лодок дали мало, и их загрузили снаряжением. А солдаты вязали свою одежду, оружие в узлы, клали себе на голову и брели почти два километра голышом в ледяном «рассоле». Вода доходила до подбородка. Негнущимися от холода пальцами Иван Митрофанович разматывал провод с катушки. Заканчивалась одна, брал из лодки следующую, на ощупь соединял концы и, отплевавшись от попавшей в рот воды, тащился дальше. На крымском берегу десант согрелся. До рассвета бойцы зарывались в землю по полному профилю.

Размер плацдарма прадедушка помнит до сих пор: семнадцать километров по фронту, тринадцать в глубину. Весь этот пятачок он избегал и исползал, налаживая связь.

Скифский курган на карте-трех-верстке значился высотой 17,6. Полчаса прадед удерживал ее в одиночку. Связист с полевым телефоном и автоматом против полуроты немцев.

Иван Митрофанович вспоминал:

- Комбат приказал протянуть связь до этой высотки, хотел там свой наблюдательный пункт сделать. Кругом степь, а с кургана все вокруг как на ладони видно. Немцев рядом не было, я спокойно дошел, залез на макушку и обмер: к кургану с другой стороны подходил немецкий пулеметный расчет. Им тоже высотка приглянулась. Вызываю комбата по телефону, докладываю. «Держись, - слышу,- сейчас ребят пришлю». Стал держаться. Короткую очередь дал с одной стороны, перекатился и с другой стреляю. Немцы залегли. А я все назад смотрю: не видать ли наших. Замаячил кто-то. Ну, слава Богу.

Оказалось, это и не подкрепление вовсе, а заплутавший лейтенант, прибывший только что на фронт. С Иваном Митрофановичем он принял свой первый и последний бой.

Прадеда наградили первой медалью «За отвагу».

Вторую он получил через месяц, в мае 1944-го, после освобождения Севастополя. Прадедушка Иван прошел с танковым десантом через весь Крым. Симферополь, Бахчисарай, штурм перевалов, открывающих дорогу на Севастополь, Конечная точка - полуостров Херсонес. Дальше - море, ставшее для немцев могилой.

Всего через пару месяцев прадед оказался в плену. Его медали прошли с ним плен. Прадед зашил их в пояс брюк и так сохранил.

Стены в камере от пола и до того места, насколько мог дотянуться человек, были исписаны предсмертными эпитафиями. Та-кой-то оттуда-то умер тогда-то.

Из плена прадеду удалось сбежать. Спрятались на крыше фермы крестьянина-бауэра. Работали там девчонки из Курской области, угнанные в Германию. Три дня они скрывали Ивана Митрофановича и его друга, потом пришли американцы. Они предлагали прадеду уехать в США, но он не согласился.

После проверки его вновь зачислили в армию. Награды, сохраненные в плену,говорили следователю СМЕРШа больше, чем его показания. В ноябре 1945 года -Ивана мобилизовали восстанавливать разрушенное советское хозяйство. Поздней ночью дважды отпетый постучался в окно родительского дома. Живой. С того света.

Такая вот непростая военная биография моего прадеда Кривобокова Ивана Митрофановича.

В нашей семье свято чтут прадедовские награды. Мы, его внуки и правнуки, будем так же любить свою Родину, как он. И, если придется, будем ее защищать, как мой прадед.

Кривобоков Сергей Александрович, МБОУ «Салтынская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области», хутор Салтынский, Урюпинский район, Волгоградская область, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 886788 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране