Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Аллея Памяти

Чем дальше уходят годы Великой Отечественной войны, тем дороже документальные свидетельства тех лет. Все меньше и меньше остается среди нас ветеранов, прошедших сквозь огонь её сражений, свидетелей той войны. И главная задача нашего поколения успеть встретиться с ветеранами войны и труда, чтобы оставить в памяти следующих поколений их ратный и трудовой подвиг.

Впервые вступив на скуришенскую землю, невольно обращаешь внимание на аллеи: тополей, берез, каштанов…

Аллеи памяти… Как грозные воины, устремили тополя свои взгляды ввысь, охраняя небо над нашей головой; как невесты, склонили головы березки, оплакивая невернувшихся с войны; как верные друзья шумят, переговариваясь, каштаны. Одна из аллей была посажена ветеранами 719 авиаполка ночных бомбардировщиков.

Боевой путь полка

Авиаполк в составе трех эскадрилий - 72 самолета - был сформирован в Харькове 5 сентября 1941года на базе Роганского (Рогань - станция около Харькова) авиационного училища.

Кроме летчиков – инструкторов, штурманов и технического состава училища в его состав входили летчики и технический состав других авиационных училищ и строевых авиационных частей. После окончательного формирования и тренировок полк получил название – 719 авиационный полк ночных бомбардировщиков и вошел в состав Юго – Западного фронта.

Оснастили полк самолетами Р-5 выпуска 1931 года. Эти машины по праву считались большими тружениками, эксплуатировавшимися в любое время года - зимой самолет ставили на лыжи, - в любое время суток, в любых погодных условиях, кроме грозы, сплошного тумана и сильного снегопада и во всех климатических поясах. На этих самолетах спасали челюскинцев и становились первыми Героями Советского Союза.

Самолет Р-5 - одномоторный, четырехкрылый, двухместный, изготовлялся из дерева, перкаля и дерматина, металлической обшивки не имел, из металла выполнялись элементы конструкции силовой установки, шасси, системы управления самолетом. Скорость 180 км в час, дальность полета 300 км, находился в воздухе около четырех часов, грузоподъемность 400 кг, кабины открыты и без подогрева, поэтому в них от пропеллера было холодно и летом, а зимой часто случались простудные заболевания и обморожения летчиков, хоть экипаж пользовался меховыми масками. Навигационных приборов (кроме высотомера, компаса и часов), радиосвязи самолет не имел, вооружение - два пулемета. Одним, пропущенным через винт пропеллера, управлял летчик, а другим - штурман. Пулемет штурмана разворачивался на 360 градусов. Маневренность самолета была небольшой. Воздушных боев он не вел, а из-за малой скорости легко поражался и артиллерийским огнем. Поэтому его и переоборудовали в ночной бомбардировщик. Обнаружить его ночью и сбить зениткой было трудно, а ночных истребителей в начале войны у противника было мало.

Основным предназначением созданного полка была бомбардировка переправ, аэродромов, складов, огневых точек, скоплений техники и живой силы противника. Ста - и пятидесятикилограммовые бомбы подвешивались снаружи на приделанные под крыльями кронштейны - бомбодержатели, - а мелкие загружали в кассеты. Сбрасывание бомб производилось штурманом.

Кроме бомбардировки самолет использовался для разведки, связи с партизанами, доставки в тыл врага диверсионных групп, разбрасывания листовок.

Люди 719 авиаполка: летчики, штурманы, техники, механики, оружейники составляли дружный сплоченный коллектив. Все отлично владели своими специальностями и безупречно выполняли свои обязанности. Только приземлится самолет, вернувшийся с задания, как к нему со всех сторон бегут оружейники, мотористы, прибористы: быстро подъезжают машины с бомбами, горючим, водой и маслом, эти боевые труженики быстро подхватывают с машины бомбы и подвешивают под самолет. Подвешивание бомб производилось вручную. Через 8 – 10 минут самолет снова готов к вылету. Условия работы техсостава по обеспечению боевых вылетов были очень тяжелыми. Работать приходилось на морозе, в метель, ночью при отсутствии освещения (часто только при помощи карманного фонарика), почти на ощупь.

Из воспоминаний ветерана 719 го авиаполка Рыжкова Владимира Прокофьевича: «В 1942 г. я и мои товарищи по 719 - му авиаполку впервые в своей жизни узнали, что есть на белом свете такая станица, которая называется «Скуришенская», узнали и запомнили на всю жизнь. Это исходный пункт боевых маршрутов во время исторической эпопеи разгрома немцев под Сталинградом. Мы помним вашу добрую, старую школу. Она была нам пусть временным, но родным домом, в ней мы жили, отдыхали после бессонных ночей, готовились к очередным полетам.

19 ноября 1942 года войска двух фронтов Сталинградского и Юго - Западного в районе Калача завершили окружение вражеских войск под Сталинградом.

Полк в сложной полетной обстановке наносил бомбовые удары по железнодорожным станциям Тацинская, Морозовск, Боковская, Суровикино, Калач, где скапливались вражеские эшелоны с танками, продовольствием и живой силой, а также по полевым аэродромам в станицах Цимлянской, Нижнечирской и др. По железной дороге Тихорецк – Сталинград фельдмаршал Манштейн отправлял воинские эшелоны для оказания помощи окруженным войскам. Но на конечной станции Котельниково летчики 719 го встречали врага бомбовыми ударами, громя его технику и живую силу.

Однажды был получен приказ нанести удар по скоплению вражеских войск на железнодорожной станции Суровикино, где на путях стояли три эшелона под прикрытием зенитной артиллерии. Первым вылетел экипаж в составе летчика Алексея Чугунова и штурмана Семена Липицкого. За ним с интервалом в две минуты еще несколько экипажей.

В небе метались яркие лучи трех прожекторов, в перекрестье которых попал и самолет Чугунова. По схваченному лучами самолету били пулеметы и зенитные батареи. Товарищи поспешили на помощь. Пикируя, они бомбили и расстреливали зенитные точки и прожектора.

Осколок снаряда зацепил самолет Чугунова, но из боя он не вышел. Экипаж точно положил бомбы на цели, взорвал цистерны с горючим. Самолеты, летевшие за Чугуновым и Липицким, довершили начатое ими дело.

Есть слова в песне, родившейся в 719 - м авиаполку:

Точнее, товарищ, бросай свои бомбы,
Зенитный огонь, чтоб умолк.
Пусть бандиты надолго запомнят
Семьсот девятнадцатый полк.

В этих словах запечатлены истинные события боев, в том числе и в момент базирования 719 - го авиаполка в нашей станице.

Аллея Памяти (часть 2)

Егорина Валерия, Игнатова Арина, учащиеся 11 класса МКОУ Скуришенской СШ, Кумылженский район, Волгоградская область.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 886800 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране