Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

От рядового техника автопарка до главного механика фабрики.

Борис Исаакович Шелищ

Шелищ Борис Исаакович, родился 28 сентября 1908 года в г. Киеве. В 1928 г. поступил в типографию «Печатное дело» в г. Ленинграде рабочим. Далее была срочная служба в Красной Армии, а после демобилизации в 1932 г., прошел путь от рядового техника автопарка до главного механика фабрики «Лентрикотаж».

Механик Борис Шелищ, не имея высшего образования (это уже потом, в возрасте «глубоко за 50», он окончит экономический факультет университета марксизма-ленинизма), свое первое авторское свидетельство (патент) на изобретение бензоограничительного устройства получил в 1934 году.

21 сентября 1941 года младший техник-лейтенант Шелищ обратился к командованию с рационализаторским предложением: подавать "отработанную воздушно-водородную смесь из приземлившихся аэростатов во всасывающие трубы автомобильных двигателей". Он на свой страх и риск подготовил эксперимент и обратился к командиру полка за разрешением на его проведение.

Схема, предложенная изобретателем, была предельно проста. Отработанный водород из матерчатого газгольдера объемом 125 м2 по дюймовому шлангу подводился к всасывающему коллектору двигателя ГАЗ-АА через технологическую пробку. Минуя карбюратор, газ поступал в рабочие цилиндры. Дозировка водорода и воздуха обеспечивалась дроссельной заслонкой или педалью акселератора.

Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию. После этого для безопасной эксплуатации воздушно-водородной "гремучей" смеси он придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке во всасывающей трубе двигателя. Когда все наконец получилось, приехали военачальники, убедились, что система работает нормально, и приказали за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего.

Мастерские трудились в три смены. В дальнейшем управление всеми аэростатами осуществлялось с водородных грузовиков, и работали эти грузовики лучше, чем на бензине, мгновенно заводясь даже на морозе. И легковушка младшего техника-лейтенанта Шелища, на заднем сиденье которой лежали баллоны с водородом, ездила тоже исправно. В 1942 году необычный автомобиль демонстрировался на выставке техники, приспособленной к условиям блокады.

При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета. Кроме того, закрепленная на конце мина подтягивалась к самолету и взрывалась при столкновении. Если трос не разрезал крыло, его подрывала мина.

При этом его двигатель проработал несколько часов в закрытом помещении. Отработанные газы – обыкновенный пар, не загрязняли воздух.

Стендовые испытания двигателя, работавшего без остановки 200 часов, показали, что его износ оказался ниже, чем при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, а в камерах сгорания не было и следов нагара.

За эту работу Б. И. Шелищ в декабре 1941 года был награжден орденом Красной Звезды. Были отмечены и его помощники.

27 октября 1941 года появился приказ №0348 по 2-му корпусу ПВО о переводе автомашин на отработанный водород. Это был первый и до сих пор единственный в мировой практике случай массового применения водорода в автомобильных двигателях.

Изобретение было выдвинуто на соискание Сталинской премии 1942 года, но не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны, а позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись.

После прорыва блокады Ленинграда появился бензин, да и нужда в аэростатах вскоре отпала. В конце 1943 года Борис Исаакович оформил авторское свидетельство на свое изобретение.

После войны Шелищ вернулся главным механиком на родную трикотажную фабрику.




Комментарии:

Комментарии загружаются...
Помни всех поименно, Помни сердцем своим! Это нужно не мертвым, Это нужно живым! Мы помним

КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 175364 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Мы будем сердечно благодарны Вам за помощь!

Вы можете быть уверены, что каждый рубль Ваших благотворительных пожертвований пойдет на улучшение работы и развитие интернет-проекта "СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!"