Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Северные морские конвои

В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами – союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).

Во время Великой Отечественной войны через моря Северного Ледовитого океана пролегали важнейшие внешние и внутренние коммуникации нашей Родины. Обеспечение охраны конвоев, следующих из Англии и США, было возложено на Северный флот. Первый союзный конвой PQ-0 в составе шести транспортов пришел в Архангельск 31 августа 1941 г. Всего за 1941 г из Англии и Исландии в порты Белого моря прибыло семь союзных конвоев. В 1941 г союзные суда практически не встречали противодействия немцев.

С марта 1942 г. атаки врага на конвои стали систематическими. Конвои союзников, идущие в Советский Союз, были основными объектами нападения гитлеровских надводных кораблей, подводных лодок и военно-воздушных сил. В марте – июне в обоих направлениях прошло по пяти конвоев, и почти все они подвергались атакам немецких подводных лодок и самолетов. В результате имелись потери, которые, однако, не превышали 15-20%. Атаки вражеских эскадренных миноносцев успешно отражали корабли охранения конвоев, а крупные корабли фашистов не выходили из норвежских портов, боясь авианосцев из отряда прикрытия конвоев. Эсминцы являлись самыми крупными надводными кораблями Северного флота, и только они реально могли оказать поддержку конвоям.

По настоянию Советского правительства 26 апреля из Исландии вышел конвой PQ-15, состоявший из 25 транспортов. Три из них были потоплены авиацией противника. Из встречного конвоя QP-11, состоявшего из 13 транспортов, вражеские надводные корабли потопили один транспорт. Крейсер "Эдинбург", на борту которого находилось значительное количество золота, получил попадание двух торпед. 2 мая английские тральщики экипаж сняли, а крейсер затопили. Командующий Северным флотом контр-адмирал А.Г. Головко считал, что крейсер нужно было буксировать в Кольский залив.

В конце мая на переходе из Исландии в Советский Союз находился конвой PQ-16. В течение шести дней он подвергался непрерывным атакам самолетов и подводных лодок и потерял семь судов. В зоне действия Северного флота охранение конвоя было усилено нашими эскадренными миноносцами и самолетами. Для встречи и конвоирования судов боевые корабли совершили 67 выходов, а авиация – около 2000 самолёто-вылетов. В воздушных боях наши истребители сбили 10 самолетов. Конвой же в зоне Северного флота потерь не имел. 30 мая 1942 г., прикрывая конвой, в воздушном бою погиб один из прославленных летчиков Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов. В этот день Сафонов лично сбил три вражеских бомбардировщика. На его боевом счету было 33 сбитых фашистских самолета. Одному из первых Б.Ф. Сафонову посмертно было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Полк, которым командовал Б.Ф. Сафонов, был назван его именем.

Теплоход "Старый большевик", следуя на Родину в составе конвоя PQ-16, 27 мая подвергся атаке бомбардировщиков. Одна бомба попала в носовую часть, где находились зенитные орудия. Начался пожар. Горели снаряды, краска, палуба. Под палубой в трюмах находились взрывчатые вещества. Судно вот-вот могло взорваться. Капитан И.И. Афанасьев распорядился спустить шлюпки, но команда судна под руководством помощника капитана К.М. Петровского с согласия капитана, пренебрегая опасностью, продолжала бороться с огнем. Личный состав теплохода пошел на смертельный риск, спасая свое судно.

Вскоре пожар был ликвидирован. Приблизившись к союзному конвою, команда теплохода увидела позывные своего судна и сигнал "Сделано хорошо", который был поднят на мачте британского флагманского корабля. Все иностранные и советские суда, следовавшие в конвое, в знак своего преклонения перед мужеством команды, спасшей свой корабль, отрепетовали этот сигнал. По прибытии в порт старший английский офицер, командовавший силами охранения, заявил советскому командованию: "Разрешите передать Вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа теплохода "Старый большевик". В июне 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства и проявленный героизм орденом Ленина награжден теплоход "Старый большевик", а трем членам его экипажа присвоено звание Героя Советского Союза.

В то время советских моряков удивляло расточительное отношение союзников к поврежденным судам. Если поврежденное судно не могло следовать в составе конвоя, то специально выделенные эскортные корабли снимали экипаж, а судно топили ("добивали"). Инструкция адмиралтейства предписывала английским морякам поступать подобным образом, исходя из того, что для англичан еще в первую мировую войну было труднее сформировать и обучить экипаж, чем заново построить судно.

К лету 1942 г. морской путь севернее Нордкапа стал очень опасным. Англичане не хотели рисковать своими судами. Чтобы улучшить положение английского флота, США выделили оперативное соединение флота в составе двух линейных кораблей, двух крейсеров и шести эскадренных миноносцев. Оно должно было усилить флот Великобритании, обеспечивавший движение конвоев между Англией и Советским Союзом. В начале июля на переходе в море находились два конвоя. Из Исландии шел конвой PQ-17 (в составе 34 транспортов) в охранении шести эскадренных миноносцев, четырех корветов, трех тральщиков, четырех противолодочных кораблей, двух кораблей ПВО и двух подводных лодок. Кроме того, конвой сопровождали три спасательных судна. Транспорты шли в девяти колоннах с интервалами между колоннами 3 каб. и между судами в колоннах 2 каб.

Из Архангельска и Мурманска в Исландию шел конвой QР-13, в составе которого было 35 транспортов. В зоне Северного флота конвой охраняли эскадренные миноносцы "Грозный", "Гремящий" и "Куйбышев". На переходе конвой подвергся атакам подводных лодок, но потерь в транспортах не было. Наши эскадренные миноносцы семь раз атаковали подводные лодки противника. Оба конвоя прикрывало соединение английского флота, состоявшее из 2 линейных кораблей, авианосца, 6 крейсеров и 11 эскадренных миноносцев. Несмотря на такое сильное прикрытие, английское адмиралтейство, как только узнало о выходе линейного корабля "Тирпиц", тяжелых крейсеров "Лютцов", "Адмирал Шеер", "Хиппер" и 12 эскадренных миноносцев, 4 июля отдало приказ кораблям ближнего прикрытия (4 крейсера и 3 эскадренных миноносца) и эскадренным миноносцам охранения возвратиться, а транспортам конвоя PQ-17 рассеяться и следовать самостоятельно в советские порты.

Это одностороннее решение было продиктовано не соображениями безопасности идущего в Советский Союз конвоя, а боязнью прорыва крупных надводных кораблей противника на коммуникации в Атлантический океан. Фашистские корабли очень быстро возвратились в базы. Готовясь к нападению на конвой PQ-17, гитлеровцы сосредоточили большое количество самолетов и подводных лодок, атаки которых в течение первых четырех дней конвой успешно отражал. После того как прикрытие конвоя ушло, транспорты по приказу командира конвоя рассеялись (часть направилась к Горлу Белого моря, а часть – к Новой Земле), для противника создались благоприятные условия уничтожения одиночных транспортов.

На поиск транспортов PQ-17 и их охранения были посланы эскадренные миноносцы "Гремящий", "Грозный", "Сокрушительный", "Куйбышев" и "Урицкий", а также тральщики и спасательные суда, но все эти меры не могли исправить положение (23 транспорта, входившие в состав конвоя PQ-17, были потоплены). Потопленные суда унесли с собой на дно 3350 автомашин, 430 танков, 210 бомбардировщиков и около 100 тыс. тонн других грузов. Из состава конвоя спаслись в основном те суда, которые укрылись в бухтах и заливах Новой Земли и экипажи которых проявили героизм в борьбе за живучесть своих судов.

После катастрофы с конвоем PQ-17 британское правительство отказалось направлять в Советский Союз конвои. Под давлением Советского правительства в начале сентября из Исландии в Советский Союз вышел конвой PQ-18. В его составе было 40 судов, в том числе 6 советских. Конвой обеспечивало более 50 кораблей охранения, в том числе 4 крейсера и 16 эскадренных миноносцев. Впервые в охранение был включен конвойный авианосец с 15 самолетами на борту, которые при налете вражеской авиации нанесли противнику значительный урон. Конвой атаковали 17 подводных лодок и более 330 самолетов противника. Всего из состава конвоя PQ-18 немецкой авиации удалось потопить 10 транспортов, 3 из них были потоплены подводными лодками. В зоне Северного флота потоплен лишь один транспорт. Всего за время войны на Север прибыло 738 транспортов в составе 41 конвоя и убыло 726 транспортов в составе 36 союзных конвоев.

Летом 1943 г. англо-американское морское командование, как и в предыдущем году, прекратило движение своих конвоев в северные порты Советского Союза. Большие силы немецкого флота, сосредоточенные на севере Норвегии для операций на коммуникации Англия – Советский Союз, бездействовали, поэтому часть их была переброшена на наши арктические коммуникации. Самолеты противника действовали до района Белого моря включительно, подводные лодки – до пролива Вилькицкого. Надводные корабли противника лишь эпизодически появлялись в восточной части Баренцева моря для постановки минных заграждений.

Начиная с сентября 1943 года вражеские подводные лодки резко повысили свою активность в Карском море и, действуя группами, добились некоторого успеха. Они потопили четыре транспорта, тральщик и гидрографическое судно, обстреляли некоторые зимовки наших полярников, поставили мины у о. Диксон и на других узлах коммуникаций. В целом противнику не удалось добиться удовлетворительных результатов в Арктике. Из многих десятков судов, проведенных по арктической коммуникации в 1944 году, был потоплен только один транспорт. Но после этого случая число кораблей охранения в конвоях еще более возросло. Плотность кругового охранения стала такой, что подводные лодки не рисковали прорываться к транспортам. За время войны по внутренним коммуникациям Заполярья прошел 1471 конвой в составе 2568 транспортов и 3617 военных кораблей, на которых были перевезены более 1172,1 тыс. человек, 3863 орудия, 380 танков, 88 самолетов, 13566 автомобилей и другие воинские грузы общей массой более 1,5 млн. тонн.

В свою очередь, Северный флот старался сорвать морские перевозки противника вдоль побережья Северной Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года на передний план вышли части морской авиации. Всего за годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн, около 1300 самолетов.




Комментарии:

Комментарии загружаются...
Помни всех поименно, Помни сердцем своим! Это нужно не мертвым, Это нужно живым! Мы помним

КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 166747 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране

ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Мы будем сердечно благодарны Вам за помощь!

Вы можете быть уверены, что каждый рубль Ваших благотворительных пожертвований пойдет на улучшение работы и развитие интернет-проекта "СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!"