Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Она была душой компании

Алия Нурмухамбетовна Молдагулова

Алия Нурмухамбетовна Молдагулова родилась 25 октября 1925 года в ауле Булак Актюбинской области. Когда девочке исполнилось 8 лет, в ее семье произошла трагедия: умирает мама, и отец остается с двумя детьми на руках. Сложно сказать, что именно подвигло отца отдать свою дочь на воспитание родному брату, но как бы то ни было, в 9 лет Алия переезжает к дяде Аубакиру. Алия рано взрослеет - и уже в школе проявляет свой твердый характер и лидерские качества.

Рассказывает Галымжан Байдербесов, биограф Алии Нурмухамбетовны:

«В 1935 году в связи с поступлением Аубакира Молдагулова в Военно-транспортную академию семья Молдагуловых переехала в Москву, а позже, перед началом войны, в Ленинград, куда была переведена академия. По семейным обстоятельствам осенью 1939 года дядя устроил Алию в детский дом № 46. С 1980 года улица, на которой находился детский дом, переименована в улицу имени Алии Молдагуловой. Все воспитанники этого детского дома учились в школе № М.А. Голубева, первая учительница Алии в Ленинградской школе, вспоминала: «Лия была исключительно серьезная, вдумчивая, любознательная девочка. Она проявляла большую заботу о классе, была первой помощницей и не терпела лодырей. В 6-7-х классах была старостой».

Судьба была к девочке совсем не благосклонна, в 14 лет ее отдают в детский дом. Причины такого поступка сложно объяснить, сама же Алия очень мало рассказывала про свою жизнь. По сути, единственным ее родным человеком оставалась тетя, которой она часто писала позже, из снайперской школы.

Позже, обучаясь снайперскому делу, Алия пишет своей подруге-тете: «Сегодня ходила в лес за цветами, набрала букет. Лес близко-близко, а кругом поля, цветов много и какие красивые. Вот, чтобы не одной наслаждаться, я шлю тебе гвоздичку, незабудочку и землянику. Лия».

С сентября 1941-го Ленинград оказался в блокаде. Страшные времена настали для горожан. Вот что вспоминает бывшая пионервожатая детского дома:

«Однажды Лия, отправившись с санками за водой, долго не возвращалась. Ее нашли лежащей без памяти на середине улицы. Когда врач осмотрел Лию, оказалось, что она была истощена до предела. Едва выходили. Как выяснилось позже, Лия отдавала половину своего скудного хлебного пайка маленькой, слабой здоровьем девочке Кате. Как только встала на ноги, поднялась на крышу и вместе с другими стала тушить бомбы-зажигалки».

В марте 1942 года детский дом удалось вывезти из осажденного Ленинграда в Ярославскую область. Врага уже далеко отогнали во время зимнего наступления, и детям тут был гарантирован покой. Девушка принимает решение не отсиживаться в тылу, а уехать на фронт. Алие всего 17, и на фронт ее не берут, несмотря ни на какие уговоры. Вместо фронта она получает направление в город Рыбинск в авиационный техникум на мастера, но и эта гражданская специальность ее не устраивает. Наконец, настойчивость дает свои результаты, и в военкомате ее определяют в тогда еще Подмосковье, в село Вешняки. В это время там располагалась Центральная школа снайперской подготовки.

Сослуживцы отзывались о девушке очень положительно, она была душой компании. Вспоминали про нее только доброе:

«17 декабря 1942 года я впервые встретилась с Алией в горисполкоме города Рыбинска. В то время Алия выглядела совсем еще юной девчонкой - подростком, ей было 17 лет. Но она настойчиво добивалась, чтобы пойти добровольцем на фронт... По прибытии в школу прошли медицинскую комиссию. Меня с Лией (я ее так звала) по росту зачислили в четвертую роту. Разместили в оранжерее с трехъярусными нарами. Спали мы с Лией рядом. Было холодно, негде было просушить одежду, солдатские портянки, обувь. Затем нашу четвертую роту перевели в капитальный барак, условия стали лучше. После этого началась учеба в снайперской школе. Учились метко стрелять, ползать по-пластунски, быть незаметными для врага. В учебе Алия проявляла настойчивость, упорство в овладении снайперским делом».

«В школе была организована своя художественная самодеятельность. Нашлись и певцы, и чтецы, и танцоры, и музыканты, и гимнасты. Алия Молдагулова хорошо читала стихи. Особенно вдохновенно рассказывала Алия стихотворение Джамбула «Ленинградцы, дети мои!» Словно она сама обращалась к ленинградцам. Вообще Алия была довольно впечатлительной девушкой. Нередко Алия проводила в роте политинформацию. Говорила она горячо и убежденно. Слушали курсанты ее всегда с интересом».

«Блокада оставила следы на неокрепшем теле Алии, она часто мучилась от фурункулов. Ростом небольшая, хрупкая, она мужественно превозмогала боль и старалась не отставать от сокурсниц, как все бегала и тренировалась, удивляя всех нас выносливостью и твердостью характера. Школу Алия закончила в июле 1943 года, но поскольку она была еще очень слаба физически, решили оставить ее в роте инструктором на три месяца, но она наотрез отказалась и уехала на Северо-Западный фронт вместе с подругами, где воевала в 54-й отдельной стрелковой бригаде».

Алия Нурмухамбетовна училась военному делу очень старательно, настолько, что ее наградили именным оружием - винтовкой с надписью «От ЦК ВЛКСМ за отличную стрельбу».




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 886430 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране