Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

НАД ДНЕСТРОМ

Гавриил Владимирович Локтев

На сайте Союза поискового движения Приволжского Федерального округа союзпоиск.рф ("обучающий модуль", "память поколений", "результаты", "памяти павших") выложено школьное исследование под названием «Подвиг экипажа 132 скоростного бомбардировочного авиаполка» (авторы ученики средней школы № 3 г. Межгорье Республики Башкортостан С.Е. Сорокин и А.С. Коростелёв, куратор Р.И. Галиулина). Здесь этот материал переложен на повествовательную форму, приводится с сокращениями и редакторской правкой

В 2013 году в Фонд поисковых отрядов Приволжского Федерального округа обратились энтузиасты из Украины. Они предложили добиться присвоения звания Героя Советского Союза (посмертно) уроженцу села Андреевка Илишевского района Республики Башкортостан, старшему лейтенанту, командиру звена бомбардировщика 132 скоростного бомбардировочного авиационного полка Локтеву Гавриилу Владимировичу. В состав его звена входили также стрелок-радист Бражников Иван Моисеевич и штурман Навроцкий Михаил Алексеевич. Обстоятельства гибели Локтева Г.В. и подвиг его экипажа до сих пор остается «белым пятном» в боях 132 авиаполка в июле 1941 года.

С первого дня Великой Отечественной войны начались бои на западных границах Советского Союза. В начале июля войска противника форсировали реку Прут и развернули активное наступление. Для прикрытия отступающих частей и замедления наступления войск противника активно применялась авиация 132-го скоростного авиационного бомбардировочного полка, куда входил экипаж бомбардировщика Ар-2 под командованием Локтева.

Менее чем за месяц экипаж Локтева Г.В. совершил 17 боевых вылетов. Так, в конце июня у деревни Скулени с пикирования была разрушена переправа через пограничную реку Прут и приостановлено ее форсирование немецко-румынскими войсками. Экипаж Локтева уничтожил прорвавшуюся вражескую колонну танков в районе Житомира, на выходе из пике уничтожил множество фашистов.

К середине июля 1941 года обстановка на южном участке фронта резко обострилась. Немцы начали операцию по окружению советских войск в правобережной Украине. 17 июля части 11-й немецкой армии навели переправу через Днестр южнее города Могилев-Подольского и были готовы к броску через Днестр на север. К этому времени немецкие войска 15 июля вышли к Днестру в районе города Сороки и захватили Казатин, 16 июля – Бар, днем 17 июля – Жмеринку. В случае успешного форсирования немцами реки Днестр в районе Могилев-Подольского и стремительного их наступления на север складывалась угроза для крупных соединений Юго-Западного и Южного фронтов.

Переправу через Днестр немцы прикрыли большим количеством зенитных средств и истребительной авиацией. Первоначально все попытки уничтожить мост и тем самым замедлить продвижение фашистов успеха не имели. Самолеты проводили бомбометание не прицельно, не долетая до цели, или оказывались сбитыми еще на подходах.

Тогда 17 июля в 19 часов 50 минут в штаб 45-й смешанной авиационной дивизии 18-й армии Южного фронта поступил приказ бомбардировать переправы около Унгри, что юго-западнее в 10 км от Могилев-Подольского. Немедленно один АР-2 в сопровождении пяти истребителей вылетел с заданием бомбардировать переправы на реке Днестр. Но через час-полтора на свой аэродром вернулись только три истребителя, остальные самолеты до переправы не долетели, вступили в бой с немецкими истребителями и с боевого задания не вернулись.

Чтобы всё-таки уничтожить переправу, командование отправляет на это ответственное задание более опытных лётчиков под командованием Локтева Г.В. Когда они подходили к Днестру, на них напали немецкие истребители – «мессершмиты». Один из них неосторожно приблизился к бомбардировщику. Бражников дал по нему очередь из пулемета, второго «мессера» постигла та же участь. Хотя командир маневрировал, не давая противнику вести прицельный огонь, немцам все же удалось поджечь левый мотор бомбардировщика. Вот тут-то Локтев и проявил свою профессиональность в управлении самолётом. Вести самолёт на одном моторе сможет далеко не каждый пилот, так как самолёт непредсказуемо начинает кидать из стороны в сторону, он быстро теряет скорость и высоту. Однако командир продолжал двигаться к цели. Когда горящий самолет достиг переправы, Навроцкий открыл бомболюки и направил бомбы точно в цель. Вражеская переправа была уничтожена.

Чтобы «сбить» пламя, старший лейтенант Локтев сознательно бросал машину из стороны в сторону, держа курс на свой аэродром. Надеясь все же сбить бомбардировщик, еще один «мессершмит» зашел ему в хвост. Выждав, когда он подойдет ближе, Бражников дал очередь через хвост своей машины и поразил вражеский самолет.

Огонь быстро распространялся по самолету, но под крыльями уже была своя земля. Старший лейтенант Локтев Г.В. приказал экипажу покинуть самолёт, а сам отвёл его на безопасное расстояние и только тогда выпрыгнул сам, но обломки горящего самолета перерезали стропы его парашюта, в результате чего он упал с большой высоты и погиб, его молодая жена Локтева осталась вдовой. Штурман и стрелок-радист приземлились и остались живыми. Навроцкий нашел тело Локтева, завернул его в парашют и похоронил около села Бандышовка Могилев-Подольского района. Благодаря подвигу героического экипажа наступление противника в этом направлении было приостановлено.

На протяжении длительного времени точное место гибели Локтева Гавриила Владимировича было неизвестным. Только через много лет поисковикам Винницкой области удалось установить место захоронения летчика, а работники Могилев-Подольского военкомата еще в 2009 году должны были занести его фамилию в братскую могилу в селе Бандышовка.

Выполняя боевое задание, члены экипажа Локтева показали себя умелыми лётчиками, способными вести воздушный бой и уничтожать наземные цели, пехоту, технику, переправы при сильном противодействии авиации и зенитной артиллерии противника. Это яркий пример того, что советские авиаторы выполняли задания, зачастую пренебрегая опасностью и рискуя своей жизнью. Проявление солдатской дружбы и взаимовыручки выражено в пословице, на которой воспитывали молодежь: «Сам погибай, а товарища выручай». Именно так поступил Локтев, уводя горящий самолёт от парашютов штурмана и стрелка-радиста, чем лишил себя возможности безопасно покинуть горящий самолёт.

И, конечно же, несправедливым выглядит награждение (посмертно) погибшего только орденом Ленина, несмотря на представление его к званию Героя Советского Союза, которого справедливо были удостоены выжившие члены экипажа.

Фрагменты Наградного листа, Описания подвига и Приказа подразделения о награждении Локтева Г.В. орденом Красного Знамени

Фрагмент Наградного листа для присвоения Локтеву Г.В. звания Героя Советского Союза

Фрагмент Описания подвига для присвоения Локтеву Г.В. звания Героя Советского Союза

Данные Приказа подразделения о награждении Локтева Г.В. орденом Ленина (посмертно)




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 900221 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране