В 2016 году Саратовская область отмечала 80-летний юбилей с момента своего образования. Мы решили посвятить свой проект этой славной дате и военным страницам истории родного города. Работая над проектом, мы узнали о том, как в годы Великой Отечественной войны наши земляки в тылу помогали приблизить день победы над фашистской Германией и как эвакуированный из Москвы приборостроительный завод стал судьбой многих из них.
Энгельсское приборостроительное объединение "Сигнал" - одно из ведущих промышленных предприятий нашего города, которое в наши дни имеет мощную техническую базу:
- собственное механообрабатывающее, литейное и кузнечное производство,
- производство защитных покрытий, инструмента и средств механизации, линии сборочно-монтажных работ.
Научные, конструкторские и технологические разработки ЭПО "Сигнал", накопленные в процессе выпуска изделий военного и космического назначения, сегодня успешно используются при освоении и изготовлении гражданской продукции.
Продукция предприятия ежегодно и успешно демонстрируется на международном авиационно-космическом салоне "МАКS", выставке "Рос- Газ-Экспо" и других. На ежегодном региональном конкурсе "Саратовский бренд" коллектив и руководство предприятия заслуженно занимают почетные места, а ЭПО "Сигнал" стало символом надежности и успешности.
Коллектив работников предприятия - это около 3 тысяч высококвалифицированных рабочих и инженеров, более 400 из них за добросовестный труд и заслуги перед отечеством награждены орденами и медалями.
Где истоки такого героического отношения работников предприятия к трудовому долгу в наши мирные дни? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к истории завода, изучили судьбы первых организаторов и руководителей производства, ветеранов труда. О некоторых страницах их трудовой биографии, неразрывно связанных с судьбой нашей родины, мы расскажем в своей работе.
"Знать, чтобы помнить и гордиться!"
У каждого из нас есть самый знаменательный день в жизни - это день появления на свет - день рождения. Не является исключением и наш завод. А нашим мы его считаем потому, что наши родители, бабушки и дедушки трудились и продолжают работать в цехах этого предприятия. Может быть, когда мы закончим школу, кто-то из нас станет достойным продолжением трудовых династий, выбрав профессию инженера, слесаря, механика или токаря. Принято считать, что родился завод в сентябре 1918 года в Москве, и был он тогда назван "Авиаприбор".
Первым заведующим предприятия стал С.Д. Богословский. К началу 1919 года коллектив рабочих составлял всего 113 человек. Основными видами деятельности были: ремонт тахометров, компасов, высотометров, аэрометров, высотографов и других измерительных приборов, а также изготовление метчиков, плашек, штангельциркулей, полотен для пил и ряда других столь необходимых молодому советскому государству изделий. К декабрю 1920 года в состав завода уже входило несколько подразделений: инструментальный цех, механический цех, точно-механический цех, авиационная мастерская, механическая мастерская.
Для загрузки мощностей в 1923-1924 годах заводу было передано производство готовален с Московского оптико-механического завода. В это же время начинается производство приборов для автомобилей: спидометров, бензометров, масломеров, гибких валов и стеклоочитителей. В 1924 году к молодому предприятию присоединяется завод точной механики - часовая фабрика "Новь".
Так совершал свои первые шаги завод, который позже переименовывается в Московский завод № 213 им. Серго Орджоникидзе, на базе которого через несколько десятков лет появляется ООО ЭПО "Сигнал".
История не потеряла имена первых заводчан-приборостроителей. К сожалению, в одной творческой работе рассказать о каждом из них в отдельности невозможно, но не упомянуть о них мы не можем. Это механики И.В.Сергеев, В.В. Савин, токари С.В. Серебрянников и А.В. Хапанцев, сборщики С.В. Артамонов и Ф.И. Иевлев, револьверщик И.И. Гаврилов и многие другие, которые в сложнейших условиях становления нового общественного строя, преодолевая бытовые и материальные трудности, отдавали свой труд и способности на благо будущих поколений, то есть для нас, живущих почти 100 лет спустя. Хочется вспомнить и первых руководителей цехов и отделов: начальника механо-сборочного цеха Алексея Васильевича Кованова, начальника отдела экономики труда Викентия Викентиевича Попланского, Василия Ивановича Савина - начальника точно- механического цеха, а позже начальника производства завода.
Как же успешно развивающийся московский завод оказался в Энгельсе? Когда это произошло?
Случилось это в первые месяцы Великой Отечественной войны. Уже в начале октября 1941 года началась эвакуация московского завода № 213 в тыл, и таким местом был выбран город Энгельс. Всё происходило в очень сжатые сроки и в строжайшей тайне, ведь враг пробивался к самому сердцу нашей родины - Москве. 9 октября 1941 года ушел первый эшелон, а 23 октября - последний.
Оцените скорость и масштаб произведенных работ: в Москве на заводе было демонтировано 1500 единиц оборудования и отправлено на станцию Анисовка Энгельсского района Саратовской области, к новому месту нахождения завода, 10 эшелонов с рабочими и ИТР, членами их семей, оснасткой. Перебазирование предприятия производилось в недостроенные и неприспособленные для приборостроения корпуса. Ведь никто не ждал войны, и не было у государства планов переселения завода № 213.
В сроки, казавшиеся не реальными, под дождем и снегом производился монтаж оборудования. С первых же дней работы производство встретилось с большими трудностями. Не хватало нужных материалов, полуфабрикатов для готовых изделий. Ведь в мирное время завод был связан со 120 предприятиями, которые поставляли ему до 7000 наименований материалов, изделий, инструментов. Но при всех трудностях, неудобствах, неустроенности рабочие и служащие завода проявили беспримерный трудовой героизм и высокий моральный дух. Мы гордимся своими земляками, многие из них остались безымянными, после трудовой смены они добровольцами уходили на фронт и героически сражались с врагом.
Знать, чтобы помнить и гордиться (часть 2)
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!