Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Прерванный полет (часть 2)

Трагедия 9 ноября 1942 года

На сайте «Мемориал» мы нашли эти имена в списках безвозвратных потерь. Самым неожиданным оказался тот факт, что причина и дата выбытия у всех летчиков была одна – «в ночь с 8 на 9. 11. 1942 г. погиб во время катастрофы при выполнении боевого задания».

На сайте «Военно-транспортная авиация СССР» мы нашли следующую информацию: «В ночь с 8 на 9 ноября не возвратился с боевого задания экипаж командира отряда, прекрасного летчика, капитана Николая Ефимовича Абанина. Это был его 110 боевой вылет. Как удалось установить, катастрофа произошла при столкновении самолета ТБ-3 с По-2 (см. Книгу памяти). Погибли оба экипажа (ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 1253, л. 83, 84)».

Что стало причиной этого столкновения? Мы решили изучить хронику событий этих дней. В эти дни, действительно шли ожесточённые бои. В этот же день, 9 ноября 1942 года, активные боевые действия в районе Клетской и Серафимовича начала 1-я артиллеристская дивизия под командованием полковника В. Н. Мазура. Дивизия поддерживала огнем войска 21-й армии.

9 ноября 1942 года «В районе Сталинграда наши войска отбивали атаки противника. В одной окраине города гитлеровцы отдельными группами пехоты при поддержке танков дважды пытались прорваться к Волге. Наши Советское Информбюро сообщало: части отбили атаки противника и уничтожили до роты немецкой пехоты. Бойцы Н-ской части, в течение нескольких дней находясь в окружении, вели упорную борьбу с врагом. Наши бойцы прорвали кольцо противника, вышли из окружения и заняли участок обороны в районе рабочего посёлка. Гвардейцы-миномётчики в течение дня подбили 2 немецких танка, подожгли 13 автомашин и истребили до 300 солдат и офицеров противника.

А.М. Самсонов в своей книге «Сталинградская битва» тоже говорит о событиях 8-9 ноября 1942 года. В эти дни шла активно эвакуация раненых на левый берег Волги.

«Лодочная переправа должна была помогать центральной переправе в эвакуации раненых, подвозе пополнения, боеприпасов, продовольствия и выполнять неотложные перевозки… Максимальный эффект лодочная переправа дала 8.11.42 г., когда на лодках было перевезено на левый берег 360 человек раненых. В эту ночь приток раненых был необычайно велик (1050 человек). Поэтому уже к 19.00 на перевозку раненых были направлены все лодочные расчеты. К часу ночи 9.11.42 г. все раненые были эвакуированы».

Таким образом, мы выяснили, что в эти дни действительно велись ожесточенные бои. Это же подтверждает и А.С. Чуянов в своем «Сталинградском дневнике»: Сегодня (8 ноября) на рассвете 197­-я гренадерская, 100­-я легко пехотная и 16­-я танковая дивизии противника при поддержке 56­го армейского корпуса и свыше 110 танков, действующих с правого фланга, завязали кровопролитный бой с дивизией Людникова. Противник вышел к Волге. Часть войск Людникова оказалась отрезанной от 62­-й армии. Связи нет. В штаб 62-­й армии был доставлен в тяжелом состоянии офицер связи, сообщивший, что людниковцы стоят непоколебимо.

Так может, самолеты совершали свои ночные полеты, чтобы поддержать дивизию Людникова? Ведь, получается, что именно в эти дни враг пробился к Волге. И самолеты могли получить задание: сбрасывать бомбы на позиции врага в районе реки.

Но во многих источниках говорится ещё об одной особенности этого дня: сильные морозы.

«9 ноября 1942 года. 506-й день войны

Сталинградский фронт. Положение защитников Сталинграда резко ухудшилось: установились крепкие морозы, на Волге начался ледостав, берега покрылись ледяной коркой. Это усложнило связь, прекратились доставка боеприпасов и продовольствия, отправка раненных. Организована лодочная переправа, а в последующие дни – доставка боеприпасов и вывоз раненных осуществлялись бронекатерами.

Совинформбюро. В течение 9 ноября наши войска вели бои с противниками в районе Сталинграда, северо-восточнее Туапсе и юго-восточнее Нальчика». Эта информация печаталась в газете «Сталинградская правда»

И еще один сайт «Мир в фотографиях» подтверждает изменение погоды в ноябре 1942 года под Сталинградом: Ужасно морозной и суровой выдалась зима за последние 140 лет во время Великой Отечественной Войны в Сталинграде 1942-1943 годах. Уже 9 ноября 1942 г. грянул мороз в минус 18 градусов. Под Сталинградом в ноябре-декабре 1942 г. температура нередко опускалась до минус 20-30°С., а во второй половине января и феврале 1943 г. порой доходила до минус 40-45 градусов.

Энциклопедия Сталинградской битвы также утверждает, что 9 ноября 1942 года установились сильные морозы.

По данному вопросу мы хотели бы выдвинуть два предположения:

1) большое количество раненых в ночь с 8 на 9 ноября говорит о том, что здесь велись жестокие бои и самолеты были очень активны в этих боях;

2) резкое похолодание, морозы могли стать одной из причин рокового столкновения.

Среди интернет-сайтов, нам попался сайт поискового отряда «Огонь Памяти им. Сергеева А.Н.» на котором дан список летчиков, погибших при обороне Сталинграда в хронологическом порядке. На 12 странице указаны события 9.11.1942 года. Среди погибших числится только один летчик – Шатерин Аркадий Васильевич. Мы обратили внимание на две ошибки сайта: во-первых фамилия летчика – Шашерин. Таким образом, ошибка в написании фамилии; во-вторых, в этот день погиб не один, а десять летчиков.

Мы попросили организаторов сайта исправить данную ошибку.

Проведя исследование, мы выяснили, в каких воинских подразделениях служили погибшие летчики, на каких самолетах летали.

Мы узнали, где находились эти подразделения во время Сталинградской битвы.

Мы выяснили, как погибли летчики. Наша гипотеза не подтвердилась: экипажи самолетов погибли не от прямого попадания фашистских снарядов, а в результате рокового столкновения. Выдвинули предположения, что могло стать причиной этой трагедии:

1) ожесточенные бои в районе реки Волги,

2) резкое понижение температуры воздуха.

И теперь мы поставили перед собой следующие задачи: обратиться к специалистам по вопросу причин гибели советских самолетов. Мы считаем, что исследование надо продолжать и дальше. Узнать любые обстоятельства трагической гибели двух экипажей.

После нашего исследования, мы провели торжественное мероприятие: 9 ноября 2019 года ребята нашей школы возложили венки и цветы на Братскую могилу. Мы рассказали о трагедии, которая разыгралась в Сталинградском небе в 1942 году. Прозвучали стихи, песни. Почтили память летчиков минутой молчания. Надеемся, что такое мероприятие станет новой традицией в нашей школе!

Теперь мы знаем точно: у этих молодых ребят была одна судьба на всех!

Прерванный полет (часть 1)

Горшенина Екатерина ученица 7 в класса, МОУ СШ № 15, г. Волжский, Волгоградская область, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 900382 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране