Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Добрался до Праги.

Кузьма Николаевич Широков

Сражение выигрывает тот,
кто твердо решил его выиграть.

Лев Толстой

«История этого человека - еще одна страничка в летописи, посвященной Великой Отечественной войне, летописи о делах минувших, но незабытых...» так в 2005 году газета «Архангельский вестник» рассказала о моём прадедушке Кузьме Николаевиче Широкове.

Родился Кузьма Николаевич в 1920 году в деревне Олюшинской Вологодской области. Незадолго до войны окончил мореходное училище в Архангельске, работал третьим помощником капитана. А в сороковом его и еще нескольких добровольцев отправили в Тамбовское летное училище. Откуда он в 1940 году отправил своей сестре Зине Седуновой фотографию:

«На долгую память сестре Зине от брата Кузьмы. Авиационное училище. Г. Тамбов. Ноябрь 1940 г. Подпись».

Изначально училище было гражданским, но началась война, и молодых курсантов пересадили на тяжелые двухмоторные бомбардировщики.

Из-за постоянных налетов немецких истребителей училище эвакуировали в Среднюю Азию. Курсанты в срочном порядке переучивались с бомбардировщиков на штурмовики – старая техника практически полностью была потеряна в боях под Тамбовом. Училище прадедушка окончил в 1943-м, затем стажировался в Москве. Штурмовики – техника тяжелая, буквально наполненная огневой мощью. К ней надо было привыкнуть, пристреляться, приноровиться сбрасывать бомбы. Но тренировка оказалась недолгой, в этом же году попал Кузьма Николаевич на Прибалтийский фронт в 6-й Гвардейский полк.

Моему папе прадедушка много рассказывал о войне. У нас хранятся фотографии Кузьмы Николаевича, его семьи, вырезки из газет, письма. Мой прадедушка - ветеран Великой Отечественной войны, бывший летчик, капитан дальнего плавания. В войну бомбил немцев на Ил-2, был в плену, бежал, партизанил...

Вот, что пишет «Архангельский вестник» (со слов Кузьмы Николаевича).

«Наши аэродромы располагались в Смоленской области, - рассказывает Кузьма Широков. – Мы должны были бомбить эшелоны противника. Однажды объявили вылет. Эскадрилья должна была скинуть бомбы на скопление немецких эшелонов на станции Замосточье. Мы дело сделали и растянулись цепью. А у меня на борту был фотоаппарат, чтобы съемку о проделанной работе проводить. Ну, я и лечу в конце. А тут «мессеры», стреляют, чуть ли не в упор. Чувствую, теряю управление. Оглянулся, а крылья все изрешечены, тут и мотор заглох. Вот так и упал я на лес, хорошо невысоко летели. А что было дальше, не помню».

Очнулся Кузьма Николаевич в лазарете. Вокруг люди в белых халатах. Что говорят, не слышно: от удара да ранения в голову потерял он на время слух. Видит, рядом лежит боец, по всему видно, что свой. Уже потом узнал, что звали его Василий Ивлев. Он и написал на запотевшем стекле окна страшное слово - ПЛЕН. Это был лагерь для военнопленных в Лодзи.

Из общего барака, где держали только летчиков-офицеров, пробовал бежать – не повезло, поймали. Перевели в другой концлагерь, в Чехию. Там Кузьма Николаевич и познакомился с украинским летчиком Григорием Шевченко. Вместе обдумывали план побега. Условия в чешском лагере были еще те: на ночь отбирали всю одежду, оставляли в одном белье. Лагерь был обнесен колючей проволокой, кругом вышки с автоматчиками, единственный способ бежать – через ворота. И все-таки такой момент настал.

Однажды в сумерках раннего утра ворота открылись и двое офицеров незаметно проскользнули через них. Григорий уже давно готовился к побегу: запасся самодельными ножами, кусочком ученической карты Чехии и компасом из намагниченных лезвий бритвы. Шли ночами, ели траву, выкопанную из-под снега. Случайно наткнулись в лесу на хуторок. «Смотрим, из одного домика женщина вышла, - рассказывает Кузьма Николаевич. - Григорий мне и говорит: стой здесь, смотри вокруг. А сам забежал в дом и через несколько минут вернулся с чугунком вареной картошки. Эх, как мы ее лопали - прямо с кожурой!

Шли ночами, населенные пункты обходили стороной, а вдруг там немцы. Скрыться было сложно. На нас лагерная роба с огромными буквами «О» (то есть офицер) и US – Советский Союз. Видно издалека». Наверное, поэтому и заприметил их чешский партизан Иозеф Румлер. Приютил в своем доме, обогрел, накормил, дал новую одежду. Вот так два советских офицера стали партизанами. Устраивали засады на дорогах, обстреливали немецкие патрули.

А потом началось наступление советских войск. Вместе с ними и добрался младший лейтенант Кузьма Широков до Праги. Последовали многочисленные проверки: как- никак в плену побывал. Но ему поверили, отправили в его же летную дивизию. Позже пришел приказ министра обороны о демобилизации специалистов морского флота.

В 47-м году устроился в Арктическое пароходство, а потом перешел на гидрографическую базу. На ней и трудился до пенсии. Пришел туда третьим помощником капитана, а на пенсию вышел капитаном дальнего плавания. Многое повидал он на своем веку, что-то уже и забылось. Что-то, но не война…»

Спасибо, прадедушка, за мою семью, за моих друзей, за то, что я могу учиться и просто жить!
Спасибо!
Моя жизнь – твоя Победа!

Автор: Смирнова Ксения ученица 1 «Б» класса, классный руководитель: Воскресенская Наталья Сергеевна




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 900936 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране