Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Заволжье в годы Великой отечественной войны

Город Волжский вырос на высоком берегу Ахтубы, где, начиная с XVIII в. располагалось село Безродное (Верхняя Ахтуба). Безродное - одно из первых русских поселений в этих местах.

От бывшего села в настоящее время осталось два здания: первое – сельской волостной управы, где до войны располагалась школа, а сейчас в здании размещается Картинная галерея, второе – паровая мельница Дамера, расположенная в 36-м квартале. В сельской школе в дни битвы за Сталинград размещался военный госпиталь. Умершие от ран были похоронены в братских могилах близ школы, где установлен монумент солдатам гражданской и Великой Отечественной войн. В паровой мельнице в октябре - ноябре 1942 г. располагался наблюдательный пункт 822-го стрелкового полка 300-й стрелковой дивизии, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде.

22 июня 1941 г. в 4 часа утра по московскому времени западные границы Советского Союза от Балтийского до Черного моря атаковали немецкие войска. Началась Великая Отечественная война.

23 июня 1941 г. была объявлена мобилизация в армию мужчин 1905 - 1918 гг. рождения. В селе Безродное сборный пункт призывников находился в помещении школы, где мобилизованные получали вещевое довольствие.

С приближением немецких войск к Ростову-на-Дону и Донбассу обозначилась угроза прорыва к Волге. В результате Сталинградский городской комитет обороны принимает решение о строительстве оборонительных рубежей в Сталинградской области.

Районом большого оборонительного строительства стал и левый берег Волги.

В возведении сооружений участвовали инженерные войска, а так же местные жители из прилегавших населенных пунктов, в основном женщины, старики и дети. Строились постоянные и оперативные аэродромы, так на левом берегу Волги, в районе Ленинска и Средней Ахтубы с марта по август 1942 года было построено два оперативных аэродрома для базирования частей 8-й Воздушной армии, укрытия для самолетов, мосты.

Так же усилиями в основном местного населения возводились и пути сообщения. На левом берегу Волги осенью-зимой 1941 года развернулось крупномасштабное строительство однопутной железной дороги Сталинград-Паромное-Владимировка. Протяженность железной дороги составила 180 километров.

Магистраль строилась под руководством опытных инженеров М.Л. Бондаренко и И.О. Бубчикова, возводивших до войны железные дороги в Средней Азии.

Заволжская магистраль была построена в сверхкороткие сроки, через 2,5 месяца (72дня) по ней было открыто движение поездов. Невиданные темпы работ диктовались скоплением эвакуированного населения и материальных ценностей с Украины и Белоруссии. Кроме того новая железная дорога, устранив почти 250 километров бездорожье позволила отправить эвакуированных дальше на восток. С Урала и из Сибири по этой дороге подвозились сырье и грузы для оборонной индустрии Сталинграда. В дни битвы на Волге железная дорога являлась единственной линией, подходящий непосредственно в ближайший тыл Сталинградского фронта. По железной дороге Сталинград-Владимировка шли сотни эшелонов с боевой техникой, личным составом, продовольствием, горючим. Назад на восток отправлялись поезда с ранеными, беженцами, заводским оборудованием.

Диспетчерами, путейцами здесь героически трудились женщины, заменившие собой призванных на фронт железнодорожников-мужчин.

17 июля 1942 года началась Сталинградская битва. В излучине Дона, на рубеже рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с авангардами 6-й немецкой армии. Взаимодействуя с авиацией 8-й Воздушной армии (генерал-майор авиации Т. Т. Хрюкин), они оказали упорное сопротивление противнику.

В Волго-Ахтубинской пойме в период битвы за Сталинград находились укрепленные районы. Такой укрепленный район из окопов, траншей и огневых точек действовал на территории будущего Волжского – в прибрежной части сел Погромное и хутора Осадная Балка держала оборону 300-я стрелковая дивизия (будущая 87-я гвардейская).

В Волго - Ахтубинской пойме, хорошо покрытой кустарником и лесом создавались благоприятные условия для скрытного передвижения войск от железной дороги к переправам через Волгу, хорошее укрытие для баз снабжения сражающихся армий: складов горючего, боеприпасов, медикаментов.

В хуторах Ямы под Красной Слободой и поселке Красный Сад близ Средней Ахтубы размещался командный пункт Сталинградского фронта, который возглавлял маршал Л.И. Еременко. В поселке Сахарный разместился городской комитет обороны под руководством А.С. Чуянова, откуда осуществлялось управление не оккупированной частью Сталинградской области, организовывалась работа тыла советских войск.

В первую очередь на территории Заволжья была развернута крупная госпитальная база действующей армии – в селах, хуторах, на берегах рек Ахтубы и Волги действовало 127 госпиталей. На широких просторах левобережной степи размещалась авиация 8-й Воздушной армии генерал-майора авиации Т.Т. Хрюкина. С марта по август 1942 года в Ленинском и Среднеахтубинском районах проходило строительство двух оперативных аэродромов предназначенных для базирования фронтовой авиации. В возведении площадок участвовали строительные батальоны НКВД, так же проводились мобилизации местного населения из Ленинска, Средней Ахтубы, Верхней Ахтубы и окрестных сел.

В первых числах августа 1942 года на аэродромах были завершены основные работы, и большинство частей 8-й воздушной армии совершили перелет на заволжские аэродромы, откуда, в течение оборонительного этапа Сталинградской битвы, оказывали значительную помощь войскам Красной Армии, сражающимся в Сталинграде.

Жестокой бомбёжке и обстрелу в период Сталинградской битвы подвергались населенные пункты Левобережья. Немцы вели обстрел и бомбежку, невзирая на то, есть ли в них войска и военные объекты. Разрушали всё, пытаясь этим создать панику среди населения. Жители покидали свои дома и уходили в леса поймы, степные хутора, рыли там землянки и укрывались в них.

К середине ноября 1942 г. общее наступление немецких войск в Сталинграде было остановлено, создались благоприятные условия для перехода Красной Армии в контрнаступление. 19 – 20 ноября 1942 г. после мощной артиллерийской подготовки в наступление перешли войска трёх фронтов: Сталинградского, Юго-Западного и Донского. 23 ноября вокруг 6-й немецкой армии Паулюса было замкнуто кольцо окружения. Большую роль в успешном подавлении вражеской обороны сыграли реактивные установки залпового огня БМ-13 «Катюша», снаряды которых собирались в подземных блиндажах на судостроительном заводе в г. Красная Слобода и у пос. Фрунзе. Недалеко от поселка Фрунзе, в лесу жили рабочие этого завода.

Средне-ахтубинский и Ленинский районы, часть которых расположена на плодородных почвах волжской поймы еще до войны являлась «всероссийским садом - огородом». В годы Великой Отечественной войны колхозы («Безбожник» и «Пролетарий») и совхозы лишившиеся тракторов и машин работали исключительно силами женщин, детей и стариков, собирали огромные урожаи овощей и фруктов для снабжения, прежде всего Красной армии и госпиталей.

Кроме задачи снабжения армии продовольствием в заволжских прифронтовых районах повсеместно работали госпитали.

Кроме наземных строились и подземные госпитали, защищённые от воздушной атаки врага, оборудованные как блиндажи и штольни в обрывистых берегах Ахтубы. 689-й походно-полевой госпиталь такого же типа по свидетельству его начальника, майора медицинской службы Н.И. Черных находился в дубовом лесу у поселка Колхозная Ахтуба.

На Сталинградских переправах героически действовали моряки Волжской Военной флотилии. Всего в Сталинградской битве участвовало более тысячи кораблей и судов флотилии, Нижнее - Волжского, Средне - Волжского речных пароходств и пароходства «Волготанкер».

Летом - осенью 1942-го организовывалась эвакуация скота из угрожаемых районов, вывозилось также ценное оборудование с оборонных заводов Сталинграда.

Осуществлялась прокладка кабелей связи по дну Волги в сражающейся Сталинград. Наводились понтонные мосты. Один из таких мостов был переброшен через р. Ахтубу у села Средняя Ахтуба на том же месте, где впоследствии возвели капитальный автодорожный мостовой переход. В первую очередь по мосту проходили маршевые пополнения, выходившие к Волге напротив острова Денежного. Там в октябре 1942 г. к Тракторному заводу были наведены два подобных пешеходных штурмовых понтонных моста.

Одновременно с артиллерийской и десантной поддержкой Сталинградского фронта Волжская военная флотилия осуществляла ПВО конвоев речных судов. Вооруженные зенитными орудиями и пулемётами пароходы вместе с бронекатерами и тральщиками успешно прикрывали огнём переходы караванов и барж - невооруженных судов.

С выходом немецких дивизий к Волге с 23 августа по декабрь 1942 г. Волжская военная флотилия (командующий в 1942 г. контр- адмирал Д.Д. Рогачев, в 1943 г. контр - адмирал Ю.А. Пантелеев) осуществляет совместные с армейской артиллерией 62-й армии обстрелы противника в городе и окрестностях. Войска Ф. Паулюса несли ощутимые потери в людях и технике.

Эвакуация мирных жителей и раненых бойцов через Волгу на левый берег происходила под непрерывным огнём врага. В ход шли любые суда: пароходы, баржи, катера, даже рыбачьи лодки и плоты. А когда в декабре 1942 г. река замерзла и окруженные в Сталинграде гитлеровские солдаты стали экономить боеприпасы, были организованы ледовые переправы, по которым шла даже тяжелая техника.

Северная группа кораблей ВВФ была образована 23 августа 1942 года, в составе канонерских лодок «Усыскин», «Чапаев» и четырех бронекатеров. Эти лодки были оснащены орудиями калибра 100 мм, предназначенными для разрушения крупных целей в обороне противника. Канонерская лодка «Чапаев» базировалась у села Киляковка на р. Ахтуба. Канонерская лодка «Усыскин», 68 суток, с 24 августа 1942 г. по 31 января 1943 года, несла вахту у села Безродное.

Корабли северной группы под командованием капитана 3-го ранга С.П. Лысенко заняли огневые позиции на реке Ахтуба напротив Тракторного завода. Северная группа кораблей вошла в подчинение к 62-й армии с задачей поддержки 124-й стрелковой бригады полковника С.Ф. Горохова, 99-й танковой бригады, сводного батальона морской пехоты ВВФ под командованием капитана 3-го ранга П.М. Телевного сражавшихся с 24 по 28 августа 1942 г. за поселки Спартановка, Рынок, Латошинка на правом берегу.

Кроме того, на кораблях флотилии высаживаются десанты на захваченную противником территорию. 31 октября 1942 г. в захваченный врагом пос. Латошинка высадился десант 300-й стрелковой дивизии численностью около 1000 человек. Задачей десанта было оттянуть на себя резервы врага от Спартановки, от Северной группы войск полковника Горохова. Столкнувшись с превосходящими силами противника и вступив в бой без поддержки артиллерии и авиации со стороны частей Донского фронта оборонявшихся в направлении г. Дубовка десантники понесли огромные потери. Десантная группа не выполнила поставленной задачи по освобождению Латошинки, но сковала части 14-го немецкого танкового корпуса, занимавшего этот район.

Прикрывая советских солдат с воздуха, отважно сражались летчики 8-й Воздушной армии генерала Т.Т. Хрюкина.

Схватки в воздухе с немецкими летчиками были не только в Сталинграде, но и в небе села Безродное. Так, при выполнении боевого задания здесь погиб лётчик, майор 240-го авиаполка Николай Васильевич Тимченко. Несмотря на неравенство сил в воздухе с большим героизмом и высоким моральным духом сражались и девушки - летчицы. Марина Раскова по заданию Сталина формирует три женских авиаполка. Истребитель 586-го авиаполка Клава Нечаева возвращалась с задания из Сталинграда, на аэродромом в Средней Ахтубе приняла на себя удар двух немецких истребителей, чем спасла жизнь своему командиру.

Посмертно она была награждена орденом Отечественной войны I степени, память о ней хранится в названии улицы в новой части г. Волжского, а также школы № 29. Имя её занесено золотыми буквами на знамя в Зале Славы на Мамаевом кургане.

Летчик - истребитель этого же, 586-го авиаполка Лилия Литвяк сбила 12 немецких самолётов, стала одной из самых результативных летчиц Второй мировой войны.


Максим Нехороших, 2019-03-12 18:06 Волжский краеведческий музей
ИСТОРИИ и ИНТЕРВЬЮ
история


Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 899379 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране