Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

На защите Сталинграда

Зинаида Федоровна Булгакова

Зинаида Федоровна вспоминает:

«Нас всех посадили на баржу и переправили из Камышина в Николаевск. Было холодно, уже шел снег. А потом мы пешком отправились в Капустин Яр на сборный пункт, где нам выдали обмундирование. Меня и еще 19 девчонок отобрал к себе в 138 стрелковую дивизию полковник Иван Ильич Людников. Десять дней лейтенант Марков (все девчонки нашей группы были влюблены в него), обучал нас телефонному делу, учил на связисток. После обучения мы ночью стали переправляться на правый берег Волги, в Сталинград, к месту расположения дивизии Людникова, в район завода «Баррикады».

Река уже замерзла и покрылась льдом. Мы в белых маскировочных халатах, гуськом, старались идти очень тихо и незаметно, чтобы немцы не увидели нас и не открыли огонь. Дивизия Людникова была в очень тяжелом положении, она находилась в окружении: с трех сторон немцы, а позади – Волга. Было очень трудно! Не хватало питания и воды. Сколько погибло людей! Повсюду лилась кровь! Помню, медсестру Симу Озерову вызвали в землянку к раненому бойцу. Она не успела выйти - рядом разорвался снаряд, осколок попал ей в голову и она лишилась глаза, после лечения в госпитале она вернулась к нам и продолжала воевать до конца».

Зинаида Федоровна прибыла в Сталинград, когда начался уже заключительный этап Сталинградской битвы - контрнаступление. От свиста пуль и разрывов снарядов холодок забирался в душу девушки. Но с каждым криком умирающего, с каждой потерей близкого человека возрастала ненависть к врагу, желание снова и снова, не жалея сил, идти в самое пекло.

Бои шли не только за кварталы и улицы, но и за каждое здание, этаж дома. Советские войска просто не могли подпустить врага к Волге. Дежурить приходилось целыми сутками. Кровопролитные бои, жизнь в землянке, все лишения и трудности сражений не смогли сломить её ни физически, ни морально.

Зинаида Федоровна вспоминает:

«Сначала было трудно со всем: с оружием и боеприпасами, с питанием и водой. Немцы много раз предлагали нам сдаваться, забрасывали листовками, уговаривали через радиоустановки. Не помню случая, чтобы кто-то поддался на эту агитацию. Наоборот, каждый раз эти увещевания заканчивались интенсивным огнём с нашей стороны, новыми ударами. Однажды немцы начали решительный штурм. Начался мощный артобстрел, массированные бомбардировки, атаки пехоты при поддержке танков. Крошился в пыль камень, лопался бетон, горело зерно, мы задыхались в дыму, но отвечали огнем. Помню, что только за один день мы отбили семь яростных атак гитлеровцев, подбили шесть танков. На подступах к элеватору густо валялись трупы немецких солдат. Но кончались патроны, гранаты, очень мало осталось и нас. Постепенно стихало и когда совсем стихло, наше командование отправило Петухова в разведку (помню хороший, шустрый был парень). Он вернулся не один, а с маленьким ребенком, лет пяти, его маму убили, также как и многих других. Мы его обогрели, накормили, чем могли, кто кусочек хлеба даст, кто сахара.

Когда наша дивизия заняла позиции в районе завода «Красный Октябрь», мы спустились в подвал завода - там был немецкий госпиталь. В подвале осталось много мертвых немецких солдат, и запах стоял такой, что невозможно было находиться там. Утром, я вышла на улицу и ужаснулась: кругом воронки от бомб, весь город разрушен, столько убитых немецких солдат, наших солдат! Все вперемешку! Снега много, но он даже не прикрывает тела убитых. Тогда это было потрясением для меня! Позже я до того привыкла, что кругом убитые… Идешь мимо, будто это и не человек вовсе лежит… Страшно вспоминать…

Все время были взрывы, крики, постоянно, то пулеметы, то самолеты, то пушки, то артиллерия! Когда мы вышли из окружения, освободив Баррикады, Красный октябрь, школу № 2, нам объявили, что Паулюс сдался и все… наступила ТИШИНА… Было странно и непривычно. Мы все поняли, что отстояли Сталинград! Нашей радости не было предела. Нашу дивизию отправили в Ахтубу, где нас переименовали из Стрелковой 138 в Гвардейскую 70 дивизию. Там же нам вручили первые медали и меня повысили до ефрейтора».

Зинаида Федоровна кроме Сталинградской битвы участвовала в битве на Курской дуге, в форсировании Днепра, освобождении Украины, Белоруссии… Фронтовые дороги Зинаиды Федоровны Булгаковой закончились лишь в августе 45-го. Зинаида Федоровна кроме медали «За оборону Сталинграда», «За отвагу», «За боевые заслуги» награждена орденом Красной Звезды и другие награды.

«Мы будущее нашего Советского Союза!»

«Доченька, только вернись живой!»

Юность опаленная войной

Яганов Максим Михайлович ,Шаховский Владислав Евгеньевич, Дугина Анастасия Ивановна, ГБПОУ "Камышинский индустриально педагогический колледж им. А.П.Маресьева", г. Камышин, Волгоградская область, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 910080 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране