Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Дети Сталинграда

Да, молох войны беспощаден.
А к детям безвинным вдвойне,
Всегда ненасытен и жаден.
Так было на каждой войне.

Но память жива, невредима,
О тех, кто не вышел из тьмы.
Они в Сталинградских руинах
Навеки остались детьми.

Эдуард Цывкин.

Все дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны, все меньше и меньше остается в живых свидетелей страшных событий 1941-1945 годов. Но никогда не изгладится в памяти любого человека образ волжского города, образ Сталинграда – города-солдата, города-героя, города-защитника Родины, который фашисты превратили в руины. Вечно в памяти народной останется день 23 августа 1942 года. Фашистские стервятники обрушили на Сталинград лавину огня: небо стало чёрным от летящих от горизонта до горизонта самолётов. Потом полетели бомбы. Вой снарядов, взрывы ежесекундно – город утонул в огне и дыму. Казалось, горела даже Волга. Это было!

Читая книги о Сталинградской битве, каждый раз кажется, что ты идешь вместе с его защитниками по разрушенному городу, вдыхаешь воздух, пропахший порохом и скорбью. И раны солдат вдруг начинают болеть на твоём теле, а их решимость и вера тревогой отзываются в душе.

Тогда, в далёком 1942 году, на оборону Сталинграда, родного города, встали не только военные, но и мирные жители: взрослые и дети. Дети… Им бы сидеть за школьными партами, после уроков мяч гонять, сидеть с удочкой на берегу Волги, а им пришлось взять в руки оружие, ухаживать за ранеными, стоять за станками опустевших заводов. И самое страшное – переживать смерть близких, которых уносила война. И дети уже не дети, а взрослые мальчишки и девчонки. Если «у войны не женское лицо», то не детское должно быть обязательно. Но дни и ночи Сталинградской битвы стирали возрастные грани. В одном строю с защитниками - Катя Воробьёва, ставшая разведчицей в шестнадцать лет. Она двенадцать раз переходила линию фронта и приносила ценные сведения. На весь фронт был знаменит семнадцатилетний снайпер Саша Фролов. В битве на Волге он уничтожил сто девяносто три немца. А Коля Сердюков повторил подвиг Александра Матросова. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Дети Сталинграда! В подвалах разрушенных домов, без тепла, света, а иногда и воды «жили» беззащитные, смертельно напуганные жестокостью и варварством дети, и только что родившиеся, и чуть постарше. У нас в школе много лет работала Девятисильная Валентина Тимофеевна, которая родилась в окопе под Сталинградом. Сам этот факт воспринимается как что-то немыслимое.

Голод, холод, пронзительный свист падающих и грохот рвущихся снарядов. У тех, кто ребенком пережил Сталинградскую битву, от детских воспоминаний и сейчас наворачиваются слезы. Страшна смерть детей. Страшны и те зловещие следы-раны, которые оставила она в испепеленных душах чудом выживших. Истерзанное, раненое детство.

В нашем селе есть живые свидетели Сталинградской битвы, среди них – дети Сталинграда.

С каждым годом их становится все меньше и меньше. Не так давно ушла из жизни Мызгина Лира Ивановна, которая родилась за десять лет до начала той страшной войны. Жестокая и суровая память возвращала её туда, в военное время. Пережить такое, заживить в душе раны непросто. « То не люди были, то были звери»,- волнуясь, со слезами на глазах, рассказывала седая женщина.

Родители Лиры Ивановны попытались вырвать детей из ада войны. Но оказавшись на территории, оккупированной фашистами, отец с детьми были захвачены. Вооруженные солдаты гнали мирных людей в город Белая Калитва для отправки в концлагерь в город Краков. Люди голодали, замерзали, ехали в темноте. Мызгиным «повезло»: они попали в рабочий лагерь в городе Гляйвитце. Здесь узники лишились своего имени, своей семьи, своей Родины. Вместо имени - нагрудный знак «ОSТ», вместо одежды – полосатая серая роба.

«Непосильная работа, гнилая баланда, страх от сознания того, что здесь любой мог избить или даже убить. А еще – жгучая тоска по дому, по маме, любовь к которой стремительно росла изо дня в день. Меня успокаивало лишь то, что рядом был отец», - вспоминала Лира Ивановна. Семье Мызгиных повезло дважды: их не разлучили на чужбине, а самое главное - они остались живы, пройдя все круги ада концлагерей.

Мне, ребенку двенадцати лет, важно услышать от очевидцев о том, что пережито и выстрадано ими в те далекие военные годы. Свои вопросы я задала Фокиной Лидии Васильевне (на фотографии она в первом ряду вторая слева, с внуком). После длительной паузы, со слезами на глазах Лидия Васильевна начала рассказ.

«Наша семья жила в селе Верхняя Ельшанка. За нашими домами росли высокие ели. Когда в город пришла война, я закончила шесть классов и должна была пойти в седьмой. Не получилось – война!

23 августа налетела стая черных самолетов, неба не было видно, начали бомбить наше село. Затем полетели дальше – на Сталинград. Почти все село сгорело, но наш дом уцелел. В конце двора выкопали землянку, где мы прятались от бомбежки. Вскоре село захватили немцы, нас выгнали на улицу, а в нашем доме сделали штаб. Фашисты ходили по дворам, забирали у людей продукты питания. Идти нам было некуда, надо было терпеть унижения, страх, надо было выживать. В вырытой землянке наша семья жила до ноября месяца. А бомбили каждый день. От нашего села остались только два дома. Всех, оставшихся в живых жителей фашисты выгнали на улицу.

Куда идти? Запрягли в телегу корову, которую мама прятала в лесу. Сначала ехали в телеге. Фашистские самолеты постоянно обстреливали дорогу. Вскоре корова была убита. Семья остановилась в заброшенном сарае. Чтобы не умереть с голоду, мама варила мясо этой коровы.

Из сарая выгнали немецкие солдаты, в него загнали русских пленных солдат, облили сарай керосином и подожгли. Было очень страшно.

Больше мы никогда не останавливались в заброшенных сараях.

Долго шли пешком. Дошли до станции Карповская. Остановились в маленьком домике. Утром нас разбудил лай собак и плач детей и женщин. Это грузили пленных в вагоны и готовили к отправке в Германию. Чтобы нас не увидели фашисты, мы поползли к лесочку. Там мы и схоронились, пока не ушел состав. В декабре мы дошли до станции Ляпичев, совхоз Донской.

Пламя пожаров в Сталинграде было видно и здесь в виде зарева.

Нас приютили добрые люди. Построили нам землянку, сложили печку, дали одежонку. В школу ходила за три километра. В ней было очень холодно, не топили. Учил нас Никита Спиридонович. Учебников, тетрадей не было. Писали карандашами на обрывках газет. Вот так я закончила семь классов.

Жить было тяжело, еды не было. Ели всё, что росло под ногами.»

Лидия Васильевна замолчала. По её щекам текли слёзы.

Я сидела, поражённая услышанным, и не замечала, что в моих глазах тоже стояли слёзы. Чтобы вернуть Лидию Васильевну из того страшного времени, я рассказала ей о своей поездке в Волгоград, о том, какой он сейчас красивый, её город детства. Волга спокойна и величава. Современные здания украшают улицы города, а в аллеях и парках цветы. Жители Волгограда гордятся своим городом и берегут свято память о войне.

Да, дети войны - это дети без детства и юности. Миллионы детских погасших жизней – самый страшный, неизмеримо ужасный результат последней войны. А сколько искалеченных душ! Война по отношению к детям была безжалостней, чем к солдатам. Солдат знал, за что он умирает. А за что страдали и умирали дети?

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену
Продержались, выжили, смогли!

Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберёт война!

В.Салий

Ильина Юлия Юрьевна, МКОУ Уметовская СШ, Село Умёт, Камышинский район, Волгоградская область, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 900662 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране