В архитектуре любого города, как правило, находит отражение ведущая тема, адресованная основным историческим событиям. На архитектурном облике Волгограда навсегда останется отпечаток Сталинградской битвы. И сколько бы лет не прошло, человек, оказавшийся в городе, почувствует отзвук минувших событий Великой Отечественной войны
Одно из 7 чудес России - мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде - не оставляет равнодушным ни одного посетителя. Он одинаково впечатляет и иностранцев, и наших граждан. Сюда любят приходить дети, молодежь, взрослые, и, конечно, ветераны войны.
Такая архитектура - назидательный урок возмездия врагу, преподанный в камне и бронзе. Сталинград восстанавливался на прежнем месте, и это зодчество - идеологическая программа. Его миссия пропагандиста подвига.
Едва стихли звуки канонады, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие - в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Однако все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы, местом вечной памяти павшим его защитникам.
В сентябре 1944 года комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР и Союз советских архитекторов объявили открытый конкурс на эскизный проект центральной площади Сталинграда с монументом героическим защитникам.
Центральные газеты «Правда» и «Известия» опубликовали о нем сообщение ТАСС. За лучшие проекты были назначены немалые для военного времени денежные премии - от 5 до 20 тысяч рублей. В конкурсном проектировании участвовали знаменитые мастера архитектуры, самоучки, зарубежные авторы.
Это событие стало заметным явлением духовной жизни военных лет, а сами графические работы вошли в фонд отечественного культурного наследия.
Практически все проекты были объединены стремлением синтезировать главный памятник Сталинграда, в который входили бы музей истории битвы, монумент и панорама (эта идея воплотилась в комплексе музея-панорамы «Сталинградская битва», который мы можем посетить в современном Волгограде).
Итоги всесоюзного конкурса подвели десять лет спустя. Выиграл проект лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. К тому времени он уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке.
23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела. По ходу строительства Евгений Викторович не раз вносил изменения в проект.
Малоизвестный факты: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.
Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше - 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли.
Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, скульптор решает, что ее надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположить мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города.
Для 1960-х годов многие приемы, использованные авторами, были новаторскими. Например, главный композиционный центр - знаменитая «Родина-мать зовет» была крупнейшей на тот момент скульптурой в Европе (общая высота памятника - 85 метров). Образ Родины-матери, обнажившей меч, стал одним из ключевых символов советской эпохи.
Помимо эстетической и символической значимости, монумент являлся уникальным инженерным сооружением (создателями был продуман специальный фундамент, щели-жалюзи для пропуска ветра, более сотни тросов, поддерживающих фигуру изнутри).
Комплекс имеет культовое значение для всей страны - это совсем не городской мемориал, рассчитанный на память местных жителей, а ансамбль государственного значения - что в целом соответствует важности Сталинградской битвы - поворотной точки войны на восточном фронте и, возможно, Второй мировой войны в целом.
Ансамбль организован вокруг центральной фигуры Родины-матери, и в его состав также входят другие монументальные фигуры, аллеи, залы славы, площади.
Многочисленные символы, которые являются основными архитектурными приёмами композиции, взаимодействуют с живой памятью целого поколения ветеранов, их современников и детей.
Ключевые идеи, вызываемые монументальным комплексом - героизм, мужество, самопожертвование, слава. Для этого специально создаются природные участки, такие как «Аллея тополей» - деревья ассоциируются с мирной жизнью нового послевоенного поколения, маркируют движение времени. Или вода - символ жизни, Волги. Небо и высота - с открытого пространства кургана открывается вид на город - ассоциируются с вечностью.
Архитектурные части ансамбля подсказывают и одновременно ограничивают комплекс чувств и переживаний, которые испытываешь по отношению к войне: площадь Стоявших насмерть вызывает уважение к мужеству участников сражений. Монументальный рельеф подчеркивает идею памяти и преемственности поколений. Зал воинской славы выражает мысли о славе героев Сталинграда.
Площадь Скорби напоминает о человеческих потерях. Площадь Героев, помимо уже обозначенных мотивов, вызывает неприятие и ненависть по отношению к фашизму. Главный монумент подчиняет весь мемориальный комплекс идее служения родине, своей стране, за которую не жаль положить собственную жизнь.
Само пространство всего памятника - ансамбля настраивает посетителя на особый лад: уважение к памяти около полутора миллиона людей, отдавших свои жизни за свободу Родины.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!