Актуальность данной темы объясняется тем, что второй корпус нашей школы находится в Погромном. И ребята школы постоянно проводят поселковые мероприятия, связанные с историей села. Местные жители всегда принимают в них участие, с удовольствием рассказывают о прошлом, о своем детстве. Еще в школе есть удивительный краеведческий музей села Погромное, и я бы хотела, чтобы и моя работа там заняла свое место и помогла моим ровесникам ближе узнать, с какими трудностями встретились жители села, защитники Сталинграда в годы войны.
Роль Шадринского затона в период Сталинградской битвы
Сегодня Погромное - небольшая часть посёлка Краснооктябрьского, входящего в состав Волжского и расположенного на левом берегу Волги. А до Великой Отечественной войны это было достаточно большое село, растянувшееся на 3 километра и имеющее пять длинных улиц. (Прежнее его место расположения уже более полувека скрыто под водами реки из-за строительства ГЭС.) В нём находилось четыре колхоза, которые занимались выращиванием овощей и фруктов для того, чтобы снабжать своей продукцией Московскую, Ленинградскую и Свердловскую области.
Село в те годы находилось на берегу реки Волги и Шадринского затона, который будет затоплен во время строительства Волжской ГЭС. На правом берегу Волги находилась пристань Латошинка. Именно эту переправу можно увидеть на карте-схеме сталинградских переправ по состоянию на 22 августа 1942 года.
Паромная переправа от пристани Латошинка до пристани Шадрино в Шадринском затоне. Переправу обеспечивал пароход «Труддисциплина» (капитан А.М.Мошков) ,который водил на буксире баржу-паром. Здесь переправлялись летучки с ранеными, эвакуируемые граждане, имущество, оборудование и материалы с предприятий города. Переправа действовала с июля 1942 года до 24 августа 1942 года, то есть до того момента, когда Латошинка была занята противником.
Ночью 24 августа паром «Сталин» взял курс на Латошинку, выйдя из Шадринского затона. Шли без огней, принимая все меры к тому, чтобы судно не было обнаружено врагом. Так подошли к самой пристани Латошинка. Немцы не стреляли, значит, их там не было.
Паром подошел к причалу, краснофлотцы начали закатывать вагоны на судно. Наконец все было закончено, и паром начал отходить от пристани. Рассветало…
Когда отошли подальше от берега, немцы открыли по судну беспорядочный огонь, который был безрезультатным. «Сталин» уходил все дальше и дальше. Стало совсем светло. В это время над судном появился «Фокке-Вульф-189». Встреченный дружным огнем зенитчиков, самолет удалился в сторону правого берега. Вскоре немецкие танки вступили на территорию станции и пристани Латошинка. С этого времени паромная и железнодорожная станции перестали существовать.
Паромы «Иосиф Сталин» и «вторая переправа», а также пароход «Труддисциплина» встали на якоря в Шадринском затоне и замаскировались. 17 сентября 1942 года железнодорожные паромы были затоплены прямо в затоне, чтобы враг не мог их расстрелять своей артиллерией или разбомбить авиацией.
Александр Рогозин в своей книге - «Ахтуба - река прифронтовая» подробно рассказывает, как моряки поступили со своими плавсредствами: «В Шадринском затоне скопилось много флота, в том числе и бронекатера Северного отряда Волжской военной флотилии. Немцы скоро обнаружили это укрытие и начали планомерный обстрел. Для маскировки матросы забросали ветками палубы и надстройки паромов. Но это помогало плохо. Весь затон скрыть было невозможно, налеты авиации перемежались с обстрелом береговой дальнобойной артиллерией немцев.
В северной части затона сгорел лесосклад, снарядом разбило катер. На паромы уже несколько раз падали зажигалки. Огонь пока удавалось подавлять, но двух обожженных матросов уже отправили в госпиталь.
А в воспоминаниях жителя села Погромное Заднепровского Ивана Андреевича есть история о том, как житель села Петр Бычко, работая на пароме, под свою ответственность затопил паром, опасаясь, что он попадет в руки немцев. По этому поводу переживало все село.
Из перечня, который опубликован в книге «В огне сталинградских переправ» видно, как погибали суда первой переправы:
На фонде речников есть документ, который оставил участник Сталинградской битвы, начальник пристани Яковлев Иван Петрович. Он не просто оставил воспоминания о тех военных событиях, но и нарисовал схему затопления советских судов.
Катера будут затоплены ненадолго. Первым поднятым со дна Волги судном в Сталинграде был железнодорожный паром «Иосиф Сталин». Его подняли со дна Шадринского затона под крики «ура» в декабре 1942 года, то есть тогда, когда еще продолжалось Сталинградское сражение.
Роль Осадной балки в период Сталинградской битвы
В районе Осадной балки располагалась 300-я стрелковая дивизия. 4 октября 1942 года дивизию направили на Сталинградский фронт. Дивизия прибыла в район города Камышина, откуда своим ходом выдвинулась на оборону Сталинграда. Опять оказалась в окружении, но с честью вышла из него под своим Боевым Знаменем.
Боевой состав 300-й стрелковой дивизии:
На карте видно, что рядом с селом Среднее Погромное дислоцировалась 300-я стрелковая дивизия. В районе Шадринского затона находился 1049-й стрелковый полк, а в районе Осадной балки - 1053-й стрелковый полк.
30-31 октября 1942 года войска 300-й дивизии и бронекатера Волжской военной флотилии приняли участие в одной из самых трагических страниц Сталинградской битвы – Латошинский десант.
Десант состоял из одного батальона и одной десантной роты 1049-го полка 300-й стрелковой дивизии.
Высадка первого эшелона прошла хорошо. Противник был застигнут с противотанковой артиллерией, боеприпасами и снабжением, был обстрелян, на палубе загорелись ящики, а в корпус поступила вода. Буксир врасплох и батальон высадился на берег. Но немцы хватились быстро. На берегу завязался бой, а по водной глади с высокого берега Латошинки стали шарить мощные прожектора. Буксир, который вел вторым эшелоном баржу вынужден был вернуться назад. Десантники остались без артиллерии и снабжения, фактически это обрекало их на гибель.
Моряки несколько раз пытались подбросить подкрепление десантникам, но подходе к берегу бронекатера встречал шквальный огонь. Люди падали замертво, суда возвращались.
Потом все же удалось выбросить небольшое подкрепление. Потом - еще один рейс, с целью обеспечить связь, но... армейцы от берега уже были отрезаны.
Десантникам было приказано с боем отходить к Волге, И вновь попытка кораблей подойти к берегу, только теперь не высадить, а забрать людей, и вновь — неудача. Каждый рейс – пробитие борта, убитые и раненые краснофлотцы.
Офицеры 300-й дивизии (она дислоцировалась в районе Осадной балки, это примерно там, где сейчас акватория Волжского речного порта) видели, что десант гибнет и требовали от моряков любой ценой доставить пополнение, а потом хотя бы снять оставшихся в живых. Моряки неоднократно пытались подойти к берегу. Операции проходили ночью, в полной темноте, и видеть с левого берега, что происходит на правом было невозможно. Рейс срывался за рейсом, десант погибал и армейцы начали обвинять бронекатерников в трусости. Кто прав, кто виноват, насколько оправданы взаимные претензии – не нам сегодня судить. А понять командиров, которые в первую очередь стараются сберечь именно своих людей, - можно.
Многие жители Погромного, дети войны помнят, что рядом с селом стояли «катюши». Не все этому верят. Подтверждение данному факту я нашла в пособии «Сталинградская область в период Великой Отечественной войны», где в хронологии битвы приводятся события 11 сентября, пятницы:
«С целью не допустить форсирования р. Волга на участке Среднее Погромное – Светлый Яр танковым бригадам и гвардейским полкам отдан приказ способом закапывания танков и организации взаимодействия с полками «катюш» создать опорные пункты в направлениях возможных переправ противника».
Таким образом, войска 300-й стрелковой дивизии и после трагедии Латошинского десанта продолжали поддерживать связь со сталинградцами, помогали им огнём своих батарей. С целью воспрепятствовать переправе противника через Волгу, дивизия овладела островами Волги: Зайцевским, Спорным, Песчаным, Большой и малый Пеньковатые. С 19 декабря – огнём артиллерии и минометов оказывали помощь в отражении контратаке немцев группе полковника Горохова в поселениях Рынок и Спартановка.
С 19 декабря дивизия приняла основной удар танков Манштейна и пехоты на р. Мышкова под хуторами Нижне-Кумский, Черноморов, Шабаленский и воспрепятствовала их прорыву к Сталинграду. Дивизия освобождала Новочеркасск ст. Раздорская, Семикаракорская, Мелиховская.
Ефимова Кристина Сергеевна, МОУ «Средняя школа №15 г. Волжского Волгоградской области», Россия.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!