Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

«По тропе памяти…» (ч.1)

Иван Васильевич Морозов

Началась Великая Отечественная война и Ил-2 стал основной машиной советской штурмовой авиации.

Самолеты Ил-2, созданные конструктором Сергеем Ильюшиным стали нужны Красной Армии теперь, как воздух, как хлеб. Известно, что у разных самолетов - разные обязанности: истребитель вступает в воздушный бой с врагом, бомбардировщик бомбит военные объекты противника, а штурмовик уничтожает вражеские войска, танки, автомашины, орудия и пулеметы, воюет вместе с нашими наземными войсками, часто летает совсем низко, метрах в 10–20 над полем, где идет бой. Поэтому наши воины назвали Ил-2 «помощником солдата на поле боя». Конструктор одел Ил-2 в крепкую, надежную броню, поэтому штурмовикам были не страшны вражьи винтовки, пулеметы и мелкокалиберные пушки. Они спокойно летали под обстрелом - ни пули, ни осколки снарядов не пробивали броню.

- «Черная смерть»! - в ужасе метались фашисты, завидя в воздухе грозный советский штурмовик Ил-2. Прозвали его так потому, что боялись этого замечательного штурмовика.

Так наш прославленный самолет Ил-2 превратился для немецко-фашистских войск в настоящую «черную смерть», функции которой - он с успехом выполнил.

Безусловно, не будь у нас подобной техники и оружия, трудно предугадать исход войны, но все-таки самая главная сила на фронте - это люди. Говорят, что каждый третий летчик, удостоенный звания героя Советского союза – это штурмовик. Именно поэтому мы сегодня будем говорить о летчике-штурмовике, Герое Советского Союза и просто о замечательном человеке, который прославил своим подвигом, своей жизнью наше Отечество. Итак, герой нашего рассказа, наш земляк, Морозов Иван Васильевич.

Морозов Иван Васильевич родился 10 августа 1922 года в селе Берёзовка, ныне Еланского района Волгоградской области, в семье крестьянина. Окончил Морозов Иван Васильевич 7 классов неполной средней школы. Работал в Ташкенте помощником мастера на текстильном комбинате, занимался в аэроклубе.

В 1940 году Морозов Иван Васильевич призван в ряды Красной Армии. В 1943 году Морозов Иван Васильевич окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов в Оренбурге, и был направлен в 569-й штурмовой авиационный полк, где прошла вся его фронтовая жизнь.

А он когда-то тоже жил
И шёл в атаки ради жизни,
Бросал изящный, лёгкий «Ил»
На гущу вражеских дивизий.
В бою ругался он и пел
Среди свинцовой паутины
И смело вёл сквозь артобстрел
Вперёд крылатую машину.
Он знал: за ним лежит страна-
Семья, друзья, поля и рощи,
А над страной гремит война
Своей кровавой, лютой мощью.

С августа 1943 года сражался с врагом на фронтах войны на своём штурмовике ИЛ-2, который немцы еще прозвали «летающим танком». Воевал Морозов на Первом Брянском, Первом Белорусском, Втором Прибалтийском и Втором Белорусском фронтах, а боевое крещение принял над Курской дугой, где решающую роль в победе сыграли боевые самолеты ИЛ-2.

Вот эпизод одного боя.

Год 1943... Нелегким был он для летчика Морозова. Ивану Морозову предстояло лететь ведущим. Задание было не из легких: уничтожить «тигры» противника. Недалеко от линии фронта штурмовики увидели колонну танков.

- Будьте осторожны! – предупредила станция наведения. - В заданном квадрате патрулирует «фоккевульф-190».Танки заметили штурмовиков и спешно рассредоточились Морозов подал команду: подготовиться к атаке. «Тигры» не успели свернуть с дороги, когда из самолета Ивана Морозова посыпались на них бомбы. Заходя на вторую атаку, видел Иван, как задымились на земле три желтых квадратика. Но в наушниках раздалось:

- «Орёл», «Орёл»! В зоне вашего действия «мессершмитты»! Держитесь, «горбатые». «Горбатые» - это тоже самолёты «Ил – 2». У них часть бронированной кабины возвышалась над фюзеляжем, потому и горбатые. И по бронированной кабине морозовского «ила» молоточками застучали пули...

Но самолёт Морозова с курса не сбился, и противотанковые бомбы снова посыпались на дорогу, забитую «тиграми». Уже выходя из пике, Иван увидел прямо перед собой вражеский «мессершмитт». Нажал гашетку, и фашистский самолет стал падать вниз... Уже после ребята говорили, что Ивану просто повезло. Но повезло или нет, а в этом бою он уничтожил семь танков и сбил самолет противника...

Это просто один эпизод из трудовых будней лётчика Морозова на войне. Изучая архивные материалы об Иване Васильевиче, меня поразили и удивили его воспоминания. Так просто, обыденно, без всякой бравады, он рассказывает о том, как мужественно и самоотверженно боролся с врагом за свою Родину.

А вот ещё один фрагмент из книги его жизни:

«...Корабль ощетинился десятком зениток. Он шел на подмогу группе немецких войск, окружённым в балтийском порту Гдыня, и буксировал баржу с боевой техникой и продовольствием. «Ни один вражеский корабль не должен пройти!» - таков приказ. И вот она, обнаруженная разведчиками цель: тяжёлый транспорт с баржей. Её необходимо атаковать и уничтожить. Морозов приготовился к маневру, как вдруг открыли огонь зенитки. Сбросив бомбу, увидел, что промазал: бомба в цель не попала, она упала в море. Командира авиаэскадрильи И. В. Морозова это задело за живое и он пошел на цель во второй раз, как будто и не били по нему зенитки. Снизившись до предела, увидел, что баржа нагружена доверху, и подумал: «Если и собьют, всё равно самолёт с бомбами грохнется на палубу, немцам не уйти...» Выйдя из пике, наблюдал, как вражеский корабль разломился пополам и стал тонуть, как торчком встала баржа, увлекаемая тросом в пучину....»

«По тропе памяти…» (ч.2)

Крафт Ангелина Артуровна, Соловьева Олеся Сергеевна, Доронина Софья Александровна, Суворов Алексей Леонидович, МКОУ "Матышевская средняя общеобразовательная школа" Руднянского муниципального района Волгоградской области, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 900955 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране