Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Судьба одного человека (часть 2)

Александра Васильевна Дерюшкина (Зобова)

С 1943 года Александра Васильевна по приказу командира стала работать поваром - выпекать хлеб.

Это была очень нелегкая и опасная работа. Часто печь хлеб приходилось под обстрелом. Машины маскировали ветками, правда, не всегда это помогало. Прабабушка рассказывала, что воду для выпечки приходилось брать с водоемов, где плавали трупы убитых.

Долгое время после войны она, просыпаясь по ночам, не могла привыкнуть к тому, что больше не придётся слышать и видеть разрывы снарядов, кровь и чувствовать зловонный трупный запах.

«И вот только после войны начинали понимать, какие нечеловеческие трудности преодолевали мы тогда: приходилось на ходу засыпать воронки, подкладывать под колёса железные листы, доски, метр за метром передвигать тележку полевой кухни вперед, а вокруг - почти всегда непрерывный вражеский огонь».

Рассказывала прабабушка деду и про такой интересный случай: как-то утром она искала сухие ветки, а наткнулась на сумку синего цвета. Подняв сумку, она увидела там две сайки хлеба, два пакета галет и флягу с иностранной маркой. Эта сумка вызвала у неё подозрение, она рассказала о ней командиру. Устроили облаву и поймали двух парашютистов-диверсантов.

Да, многое пришлось пережить моей прабабушке. Но она выдержала, выстояла.

Я часто задумываюсь над тем, что пришлось испытать ветеранам в годы войны, что выпало на их долю. И нередко задаю себе вопрос: «Смогла бы я так?». Но точный ответ дать на этот вопрос не могу. Я знаю только одно: никогда и никому я не желаю испытать того, через что прошли наши прабабушки и прадедушки, дедушки и бабушки.

В одном моей прабабушке повезло - она за всё время войны ни разу не была ранена! Как удалось прабабушке пройти всю войну и не получить ни одного ранения - удача ли ей сопутствовала или воля судьбы: об этом мы не знаем, просто радуемся за неё.

А теперь скажем несколько слов и о других близких для прабабушки людях.

Сестры и братья Александры Васильевны в это время работали в тылу. На время войны им пришлось бросить школу, ведь в то нелегкое время дети жили и работали наравне со взрослыми, своим посильным трудом приближали победу. Днём трудились на полях и фермах, а вечерами вязали носки, варежки, шарфы, перчатки для солдат и оправляли на фронт.

Мой будущий прадедушка Дерюшкин Василий Васильевич служил в миномётных частях и подразделениях и был миномётчиком. Он попал в плен в 1941 году, и все годы войны провёл в плену. Он старался не вспоминать о плене. Но о том, что творилось в лагерях, что приходилось испытывать пленникам, мы знаем из других источников: актов опроса Чрезвычайной Государственной комиссии, из протоколов допросов военнопленных, из воспоминаний очевидцев.

После плена, прадедушку вначале посадили, но потом реабилитировали. Находясь в лагере, прадедушка не только смог приспособиться к чудовищным условиям лагерного уклада жизни, но и остаться добродушным, уважающим других человеком и с чувством собственного достоинства. Позже прадедушке давали медаль, только он от неё отказался.

В нашей семье воевали и другие мои родственники: муж бабушки Фени Жилин Василий не вернулся с войны, был убит; муж бабушки Антонины был артиллеристом; муж бабушки Татьяны Филипп Виссарионович Текутов был летчиком, попал в плен. Он рассказывал, что его отправили в Караганду. В основном пленные работали в шахтах, но дедушка был начальником эшелона.

Родные вспоминали, что нередко строительство баррикад происходило под градом осколков авиабомб и снарядов. И пока вся семья занималась строительством оборонительных сооружений, вражеские зажигалки сжигали квартиры и дома этих семей. Вечером семья возвращалась к месту проживания и видела одни только развалины и пепел вместо мирных очагов. Но на утро следующего дня верные защитники Родины снова шли выполнять свой долг перед фронтом, шли отстаивать свою советскую землю.

Хочется отметить, что в тылу трудились женщины-домохозяйки, школьники и старики, которые не боялись никакой работы «Всё для фронта, всё для победы!» – это не просто лозунг, для них эти слова были смыслом жизни.

Слушая, воспоминания участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла приходят на ум строки русского советского поэта Бориса Слуцкого:

Да, сделали всё, что могли, мы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
И были мы солнцем палимы.
И шли мы по сотням дорог,
Да, каждый был ранен, контужен.
А каждый четвертый – убит.
И лично отечеству нужен,
И лично не будет забыт.

Верные сыны и дочери Советского Союза свято выполняли приказы товарища Сталина и наказы отцов, матерей, жён, детей освободить нашу страну от захватчиков и честно выполнить свой долг перед отечеством. И те, кто находился в это время в тылу, были уверены в том, что их родные с честью выполнят свои обязанности перед Родиной и с победой вернутся домой.

«Тогда, несмотря на непогоду, неистовый свинцовый шквал ни у кого из нас и мысли не было об усталости, о тяжести обстановки, страха. Сила ненависти к врагу преодолевала все чувства, и хотелось одного, поскорее прогнать немцев с нашей земли».

Как и все советские люди, Александра Васильевна жила ожиданием победы, счастья. Май 1945 года весь в цветах и слезах был самым счастливым и в её жизни.

Моя прабабушка, Александра Васильевна, закончила войну, не дойдя 60 километров до Берлина.

Впоследствии она отмечала, что когда они ехали в поезде домой, радость победы омрачило объявление о войне с Японией.

Спустя годы мой дедушка Дерюшкин Василий Васильевич задал ей вопрос: «А страшно ли было под пулями и артиллерийским огнём выпекать хлеб и выносить раненых с поля боя?»

Александра Васильевна отвечала: «Страшно. Но чувство долга, сознание своей необходимости беспомощным людям было сильнее. Только страшнее всего было утратить веру в победу, воинскую честь и дрогнуть перед врагом».

И немного помолчав, продолжала: «Да, в военное время мы испытали истинное братство - не было тогда деления на «моё» и «твоё», всё было «наше». Все люди были охвачены единым порывом. В тех нечеловеческих условиях, да и после войны, когда мы были голодные, нищие, мы были добрее друг к другу, отзывчивее».

Я благодарна моим родным за то, что они расспрашивал мою прабабушку о войне, иначе, мне не удалось бы узнать и малой толики того, что знаю я теперь.

Их имена навеки в памяти мы сохраним

Судьба одного человека

Послевоенные годы

Награды

Шовкун Ирина Александровна, студент 3 курса, ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж», г. Волгоград, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 904499 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране