Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Я - представитель славного рода

Николай Николаевич Кривозубов

Я учусь в 10 классе Новокиевской МКОУ. Когда учитель литературы предложила мне принять участие в конкурсе «След Великой Отечественной войны в моей семье», я долго колебался, потому что помню, сколько было разговоров, споров, когда моя сестра писала конкурсную работу по Великой Отечественной войне.

Но я был тогда небольшим, и многое проходило мимо моих ушей. И вот теперь, когда я стою в почетном карауле около памятника воинам Великой Отечественной войны, где на стелах фамилии моих родственников, понимаю, что никогда наверное мы не соберем и не узнаем всего того, что происходило в те страшные 1418 дней и ночей.

(Это я на вахте памяти у памятника погибшим землякам в нашем хуторе)

Но делать - то это надо! Напоминанием служат раскопки захоронений, которые ведут поисковые отряды, состоящие из таких же ребят, как и я. Они находят останки, устанавливают фамилии и возвращают добрые имена погибших солдат, родственникам которых пришли извещения о том, что они пропали без вести. Видимо души погибших хотят, чтобы останки их нашли и отдали им положенные почести. А Бессмертный полк! Вот уж где единение живых и мёртвых!

Всё это привело меня к мысли, что принимать участие надо, потому что это будет мой личный вклад в то, что никто не забыт и ничто не забыто.

Но мне не придется искать то, что уже собрано моими бабушками, поэтому я очень внимательно прочитал все, что находится в школьном музее. Он начал своё существование в далёком 1964 году. Читаю листки, написанные ещё деревянными ручками с перьями звездочка и рондо.

Читаешь и завидуешь, нет, не из - за того, что они писали такими ручками, а то, что они слушали и записывали людей, которые защищали нашу Родину с оружием в руках, или день и ночь трудились в тылу, приближая день Победы.

(Кривозубов Николай Николаевич в окружении жены - Варвары Семёновны и дочерей: Людмилы, Таисии, Светланы.)

Тут я не могу не написать о своей прапрабабушке Дарье Ивановне Шешене. И вот, чем больше я узнавал о ней, тем большее восхищение вызывает эта женщина. Она из семьи Тараненко, которая переехала в 1900 году в хутор Красавский. Работящая семья, стала быстро богатеть. Они нанимали работников и один из них - Семен Шешеня, стал мужем Дарьи.

Дарья умела всё, она была весёлая, заводная. Её природный артистизм, позволил ей притворяться нищей, побирушкой, когда совсем не имея денег, она отправилась в Котлас. Оттуда вывезла детей двоюродного брата, сосланного туда в результате раскулачивания. Можно не поверить, но наш знаменитый краевед А.Ф Тараненко документально доказал это. Его книгам можно верить, потому что он долгое время работал в архивах Саратова, Ростова, Москвы, Волгограда, Краснодара.

В семье Дарьи было 6 детей. Два сына были уже женаты, имели свои семьи. Замужем была дочь, а с ней оставался сын Григорий, и две дочери - немая Ганна и Варвара.

В то время жизнь потихоньку начала налаживаться. За это время вступили в колхоз. Многие стали покупать лес и строить деревянные дома, вместо саманных.

Воскресным днем 22 июня 1941 года многие отправились на «толоку». Мазали всем миром, а потом хозяева выставляли щедрое угощение. Кололи кабанчика, варили самогон.

Когда помазали, то мыться отправились в пруд. С самого начала это была перегороженная запрудой балка Таловская, а когда на противоположном берегу построили свинарник, то и пруд стали называть Свинарским.

Я пошёл к тому дому, он стоит до сих пор. Каким же ветхим и невзрачным кажется он по сравнению с соседними ухоженными домами! Подошёл к усынку, в котором купались мазальщики, и поймал себя на мысли, что в то время это был конец улицы, а в настоящее время её протяженность в 2 раза длиннее.

Вся моя родня была на этой мазке. Дарью Ивановну всегда звали ровнять углы и мазать потолок. Потом так же успешно делала это моя прабабушка Варя. Непревзойденной певуньей была Дарья, её голос унаследовала Варвара и внучка Валентина. Больше пока таких талантов в нашем роду не выявлено.

В разгар веселья по дороге промчался всадник. Он выкрикивал одно слово, а с лошади клочьями летела пена. Люди поняли, что началась ВОЙНА! И мгновенно жизнь разделилась на до войны и во время войны. Много времени и сил понадобится, чтобы появилось и третье измерение - после войны.

Все бросились к правлению колхоза, так как знали, что там есть радиоприемник, а на улице на столбе висит тарелка, по которой идет трансляция. В музее я не только посмотрел, но и мог потрогать руками её. Она чудом сохранилась на потолке библиотеки среди огромного количества голубиного помета. Сколько терпения проявили мои сверстники, приводя в порядок этот бесценный экспонат.

Провожали в ночь. Голосили женщины, во всю глотку орали дети. На этом фоне выделялся высокий голос бабы Даши, но вдруг она смолкла, потому что увидела широко раскрытые глаза Ганны. Она беззвучно открывала рот, а из её глаз непрерывным потоком лились слёзы. Она ничего не понимала, а объяснять ей было некогда и некому.

Прочитал в работах о войне, что женщины потребовали, чтобы проводить до конца улицы и теперь понял что это же совсем рядом, там, где я стоял у усынка.

Пришёл на место, откуда провожали, и представил, как это было. В центре, где раньше стояла церковь, а потом построили ДК, собралось все население хуторов, которые входили в состав сельского совета.

Через вой женщин, ржание лошадей, которые от такого скопления людей пугались, и их приходилось сдерживать, под невесёлые всхлипы гармошки раздался зычный голос командира, который приказал погрузиться на подводы. Но за будущих воинов цеплялись все. Они старались растянуть минуты близости с теми, кто уходят туда, откуда можно никогда не вернуться. И вот так они двинулись на конец улицы, а это оказалось совсем близко.

Утро после проводов было страшным, хотя на первый взгляд ничего не изменилось. На заре все также, горланили петухи, пели птицы, квакали лягушки, ухала выпь. Ожидали доения коровы, надо поить телят, кормить свиней, птицу. Но бросалось в глаза отсутствие мужчин. Вместо них появились дряхлые старики, подростки и женщины, которые понимали, что всю мужскую работу придется выполнять им, но никто не отменил того, что они выполняли раньше.

Прежде всего - уборка урожая, а он был такой, что про него говорили:

- Уродило, как не перед добром.

Надо было обучить молодых женщин и девушек для работы на тракторах. Все обучение заключалось в том, чтобы показать какие рычаги надо двигать, чтобы трактор ехал или остановился. Было и такое, что перепутывали рычаги и потом, растерявшись, поднимали руки, ноги или руками закрывали глаза. Трактор в лучшем случае заезжал в скирду, в худшем, переворачивался, и тогда если ничего нельзя было сделать, - судили как за вредительство.

И вот Варя и Раиса, родная сестра моего дедушки, оказались на железных сиденьях тракторов, ничем не защищенных от жары, дождя, а потом и снега. Сколько сил они потратили, сколько слез пролили, когда эта железная махина не хотела заводиться!

Или надо было сделать перетяжку. Даже представить себе как это трудно, потому что технику тех лет можно увидеть только на фотографиях в музее. Их подруга, Кривозубова Анна Степановна, трактористка военной поры, жена Валентина Кривозубова, в 90 лет проехала на Бюллере и сказала:

– А чого не робыть?

(Кривозубова Анна Степановна, х. Новокиевка, 1925 - 2018 г.)

И правда - тепло, светло, работает кондиционер, навигатор.

- А у нас тодди, звыняйтэ, зады к тим тарэлкам прымэрзалы.

Технику, какая была получше, забрали для нужд фронта. На оставшихся тракторах не было света, а приходилось пахать и ночью. Кто - то шел впереди и светил фонарем. Не дай БОГ споткнуться, упасть - это была верная смерть. Керосина для фонаря было мало, и тогда Дуня Крысина задрала юбку до самой головы и ее белая исподняя рубаха служила ориентиром для трактористки.

В 1944 году состоялся выпуск в Новокиевской школе. Ребят за годы войны забрали и остались одни девушки. Они босиком сходили в Панфилово, чтобы упросить не закрывать и дать возможность получить аттестаты зрелости. Тогда среди них была и Варя Шешеня, но война распорядилась иначе, и ей пришлось работать на тракторе до 1947 года, до тех пор, пока она и родила свою первую дочь. Все девушки, которые окончили школу стали учителями, одна из них - Кривонос Екатерина Степановна, жива до сих пор, ей уже 96 лет.

И опять я не устаю восхищаться Дарьей Ивановной. Это какую же силу воли надо было иметь, чтобы потеряв своих кровиночек, троих сыновей, она работала не покладая рук.

В то время она, получив извещения, где было написано, что пропал без вести, не знала, где похоронены её сыновья. В настоящее время в книге Памяти написано, что два из них похоронены на Украине. Можно не сомневаться, что даже сейчас Дарья Ивановна отвезла бы горсть родной земли на могилы своих сыновей. Интересно, что бы сказали этой женщине парни, орущие «Слава Украине!», а вот она при всей своей находчивости, нашла бы достойный ответ, потому что она, МАТЬ, погибших ТРЁХ сыновей».

(Памятная плита с фамилиями павших земляков в годы ВОВ)

(Памятник погибшим в годы Великой Отечественной Войны в х. Новокиевка)

У двоих сыновей остались дети и пусть их называли сиротами, но они выросли, у них уже тоже есть дети, внуки. Их линия продолжается. А вот Григорий не успел обзавестись семьей, и теперь о нем осталась только память.

Я - представитель славного рода (часть 2)

Ткаченко Алексей Павлович, МКОУ «Новокиевская СШ», х. Новокиевка, Новоаннинский район, Волгоградская область, Россия.


priora, 2019-11-01 13:42 Тараненко А.Ф."Тяжёлые зигзаги истории", Лембик Б. Н. "Под шепот шелковой травы"
ИСТОРИИ и ИНТЕРВЬЮ,СВЯЗЬ ВРЕМЕН,СЕМЬЯ И СТРАНА
история,история семьи,связь времен


Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 895715 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране