Более полвека назад отгремели последние залпы Второй мировой войны. Возвратились домой миллионы мужчин, изведавших все тяготы, которые когда-либо доставались на долю человека. И много миллионов военных и штатских не вернулись. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных кремационных печей, на суше и на дне нескольких морей. Везде. Сегодня говорят, что не осталось больше тайн, и мы знаем все о мировой войне.
Но для меня тайны только открываются. На стене в доме моей бабушки висит портрет, на нем мой прадед, герой той Второй мировой войны.
Дуданов Никифор Лазаревич, так зовут моего прадеда, родился (в 1915 году) и вырос на хуторе Грачи Калачевского района. Учиться ему не пришлось. Вся премудрость жизни была простой – накорми себя и семью. Живи честно. Так и старался. Женился в 1933 году и прожил душа в душу со своей женой Лукерьей Илларионовной. У них родилось четверо деток: двое старших умерли ещё малышами, двое младших дочерей, имеют сегодня уже внуков и правнуков. Одна из них - это моя бабушка Валентина Никифоровна.
В 1939 году прадед пошел служить в Красную Армию. Сначала кавалеристом попал в Монголию в пограничные войска, потом воевал в Финляндии. А осенью 1941-го года его полк оказался под Москвой на Брянском направлении. Прадед часто ходил в разведку, добывая секретные сведения. Хоть и не довелось ему учиться, он понимал, что кавалерия танку не конкуренция, ушло время воевать на лошадях. Однако жизнь распорядилась по-своему. В одном из боев в августе 1942 прадеда тяжело ранило. В госпитале Калуги подружился со своим сверстником, Андреем Стрельниковым, из Калача. После госпиталя попали вместе в 490-й истребительный полк и 7 февраля 1943 года в составе 18-й десантной армии высаживаются на скалистый берег Малой Земли под Новоросийском. Все было просто: был приказ - удержать объект, пока подойдет помощь. Однако то, что было на деле, прадед вспоминал, как рассказывает бабушка, очень тяжело. Корабли не могли подойти близко к берегу, а о пристани не было и речи. Пушки, обвязанные канатами, сбрасывались в бурлящие волны, и под обстрелом вражеской авиации бойцы тащили их к берегу. Этот бой длился более 200 дней. Другу прадеда оторвало ногу, его смогли отправить на большую землю, больше ничего о нем не известно.
Сам же прадед позже тоже был тяжело ранен. Его положили вместе с убитыми, приняв за мертвого. Хорошо ещё не зарыли. Ночью неподалеку проползали разведчики и услышали стон. Полтора месяца провел прадед в госпитале. Подшили, подштопали и снова в бой. В составе своего 490-го полка он попадает на Орловско-Курскую дугу. Бои тяжелые, кровопролитные. Много пройдено дорог: Прибалтика, Литва, Латвия, задержались в боях за Шауляй и пошли на Польшу. Участвовали в освобождении Варшавы. Прорвали оборону и сразу – на Берлин.
30 апреля 1945 года полк остановился в районе Рейхстага. Взвод прадеда был на охране входа. Артобстрел начался в ночь на первое мая. Били до тех пор, пока немцы не выбросили белый флаг. Пленных грузили в эшелоны и отправляли в Советский Союз. Русским сразу же запретили ходить по городу вооруженными, чтобы не пугать население. Ненависть к русским была особенно сильна среди немецкой молодежи. В те дни от их рук погибло много наших бойцов. В их числе и командир полка, в котором служил прадед, полковник Зеленин – человек, прошедший через все передряги войны, сложил голову в последние её дни.
Вернулся прадед в свой родной хутор, где не был с 1939 года, в считанные минуты хутор облетела весть, что вернулся Никифор Дуданов. То-то был праздник, ведь мало кто вернулся живым после войны.
Умер мой прадед в 2001 году, мне было 2 года, я его почти не помню, но рассказы моей бабушки и моей мамы о нем всегда будут живы в моей памяти, и я буду рассказывать о нем своим детям. Мне кажется, что наш народ и сейчас способен на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся более полвека назад.
Я с гордостью могу сказать, наклоняясь низко перед могилой прадеда, -
«Спасибо, родной, за победу!».
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!