Длинный жизненный путь Антонины Ивановны Никулиной состоит из разных отрезков, один из них - фронтовой. Первые шаги на дороге с названием "Жизнь" Тонечка Семикина сделала в далеком 1919 году. Она родилась 2 февраля 1919 года в селе Моршанка Питерского района Саратовской области. Здесь она училась до 3 класса, а с 4-го по 6-й класс - в соседнем селе Мироновка.
"До сих пор помню эту дорогу в соседнее село. Через речку были натянуты деревянные мостки. Это толстые веревки и прикрепленные к ним доски, такие же веревки для равновесия, вместо поручней. Первый самостоятельный шаг по этой чудо-переправе для меня был очень трудным. Глаза зажмуривала, хваталась за "поручни" и бежала вслепую. Потом научилась справляться с ужасом", - вспоминает А.И. Никулина.
Родители Антонины Ивановны были как и многие моршан-мироновцы, крестьянами, работали на полях, по-местному, на плантациях, выращивали овощи, зерновые культуры. В семье было двое детей, когда старшая сестра Антонины вышла замуж, семья переехала в город Энгельс. Антонина поступила учиться в 12-ю школу – ныне это школа №25. В 1939 году она закончила 10 классов, первый отрезок пути преодолен успешно. Но нужно было выбирать направления для дальнейшего движения. Этим выбором стал медицинский институт, куда она после успешной сдачи экзаменов была зачислена.
Когда началась Великая Отечественная война, Антонина заканчивала 3-й курс: "Всех студентов тогда перевели на факультет «"Лечебное дело" и ,отменив каникулы , начали занятия по программе четвертого курса. Вместо каникул нас послали рыть окопы и противотанковые рвы. С местными, саратовскими студентами , на окопы направили и эвакуированных студентов из Смоленского медицинского института. Рыли мы окопы у села Березовка, на подступах к Саратову, и у села Вязовка. Кормили 2 раза в день. Но голод, холод, антисанитария привели к распространению вшей и чесотки. С этой напастью было очень трудно справиться. 7 ноября 1941 года выпал первый снег, ударил страшный мороз, но мы работу продолжили. Ломом ковыряли землю, а затем лопатами выбрасывали эти смерзшиеся комья на верх рва. Из окопов отпустили нас только в декабре".
В сентябре 1942 года молодые врачи получили дипломы и были направлены в действующую армию. 30 сентября 1942 года Антонину Ивановну мобилизовали на Брянский фронт, в Тульскую область в эвакогоспиталь №1370. И воевать и спасать раненых - это общее дело, общий вклад в победу. Эвакогоспиталь был в непосредственной близости к линии фронта, чтобы сократить время доставки раненых бойцов с поля сражения.
Медсестры и врачи работали под артобстрелом, бомбежками с воздуха.
Раненые поступали день и ночь, непрерывным потоком. К крови молодые специалисты привыкли. Но вот к страданиям людей привыкнуть нельзя. "Нестерпимо больно было видеть молодых изувеченных бойцов, которым уже нельзя было помочь. Мы прятали слезы бессилия, старались их успокоить, поддержать их дух, помогали вспоминать своих близких. Наиболее часто звучавшая фраза: "Держись, браток!" или "Миленький, потерпи! Сейчас поможем!". Эти слова до сих пор звучать во мне. Иногда мне снится, как я помогаю раненым, и все они выживают! Просыпаюсь в полном счастье!"
Особенно много раненых было, когда шли напряжённые бои под Курском и Орлом. В сутки ординатор фронтового эвакогоспиталя Тоня Никулина принимала до 200 раненых. А потом были ещё обязательные ночные дежурства. Непрерывные операции и перевязки, даже некогда было проводить врачебный обход больных - это доверяли медсестре, а врач смотрела уже прооперированного раненного только в случае, если у того была держалась высокая температура. Вот такой ритм жизни на фронтовой дороге был у всех.
Осенью 1942 года Антонину Ивановну направили на Второй Прибалтийский фронт. Она оказалась в городе Себеж, Псковской области. Это была командировка, цель которой провести подготовку и впоследствии развернуть там госпиталь. Вместе с А.И. Семикиной приехали несколько врачей, медсестёр, офицеров и выздоравливающих раненых. Они привезли часть оборудования, медикаменты. Выгрузились на вокзале, разбили вблизи железной дороги 2 палатки, в них и расположился эвакопункт. Сами же спали на улице, на кроватях по двое для сохранения тепла, а укрывались брезентом. В один из дней, когда дежурила Антонина Ивановна, здесь же, на вокзале, фашистский самолёт начал бомбить прибывший эшелон с ранеными.
Это было ужасно. Раненые, которые могли двигаться, прыгали из вагонов, получая новые раны. А лежачие раненые сгорели заживо, потому что вагоны вспыхнули мгновенно, а под бомбами невозможно было всех спасти. Вместе с ними погибли две медсестры, которые не могли покинуть своих раненых. помогали их выгружать. После этого ужасного опыта в этом месте госпиталь так и не развернули. Его разместили в городе Резекне, в Латвии. "Много раненых было, когда шли бои за Ригу, причём поступали не только солдаты, но и гражданские, особенно часто дети, которые находили невзорвавшиеся снаряды", - вспоминает Антонина Ивановна, - Просто живой поток. Мы уже стали опытными, научились за секунды ставить диагноз, принимать решение о том, какой вид помощи нужен. Не верьте тем людям, которые говорят, что на войне сердце черствеет. Нет, и еще раз нет. Боль каждого человека воспринимаешь как свою собственную. Долг и милосердие - это две составляющие работы медицинского работника и не только на войне!"
Конечным пунктом фронтовой дороги стал для А.И. Семиконой город Кексгольм, городом его было назвать очень трудно. Он был разрушен до основания. Чтобы хоть как-то спрятаться от ненастья, рыли землянки. Но трудности не в счет. Главное - Победа!
Со своим будущим мужем, Иваном Никифоровичем Никулиным, Антонина Ивановна познакомилась в 1943 году. Он был прикомандирован к госпиталю в качестве офицера по политической части. Сразу после Победы, 10 мая 1945 года они поженились.
Антонина Ивановна закончила войну в звании капитана медицинской службы. Трудно представить, что эта хрупкая, маленькая женщина была хирургом, показывала удивительную стойкость, а порой и личное мужество, выполняя свой служебный долг.
Вернувшись с мужем в город Энгельс Антонина Ивановна Никулина прошла специализацию по глазным болезням. И много лет работала врачом офтальмологом в городской больнице №2.
Антонина Ивановна имеет множество наград: орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией». Из личного дела известно, что её наградили медалью «За боевые заслуги», однако эта медаль до неё не дошла. За трудовые достижения Антонина Ивановна награждена орденом «Знак почёта» и значком «Отличнику здравоохранения». Награждена грамотой от командования Ленинградского фронта маршала Громова. Антонина Ивановна принимала участие в общественной жизни: 7 раз она избиралась депутатом городского совета, работала секретарём горкома партии.
Хочется пожелать нашей землячке, чтобы её жизненная дорога продолжалась как можно дольше, чтобы слова песни стали для неё девизом: " А помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела!"
Чиганова Ольга Сергеевна, МОУ "СОШ № 31", Саратовская область, г. Энгельс-23, Россия.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!