Для нашей семьи, как и для сотен тысяч семей, Великая Отечественная война стала скорбной страницей семейной летописи. Воевали прадед и дед. Прадед с войны не вернулся. Мы бережно храним немногочисленные семейные реликвии, связанные с войной, и по крупицам собранные воспоминания.
Мой дед - Гвардии старшина Александр Афанасьевич Абрамовский
Как и большинство фронтовиков, прошедших все ужасы военного времени, дед не любил вспоминать о войне и тем более рассказывать о ней. Он очень редко делился воспоминаниями. Говорил, что для него это очень тяжелое испытание – заново переживать этот кошмар…
Александр Афанасьевич родился в 1925 году в Иркутской области. В 1943 году в возрасте 17,5 лет ушел на фронт. Был зачислен механиком-водителем танка в Гвардейский танковый полк, в котором и прослужил до конца войны.
Воевал на западных рубежах нашей Родины, освобождал Украину и Чехословакию. «В Праге были очень страшные, тяжелые бои!» - вспоминал дед. В Чехословакии Александр Афанасьевич был ранен осколком и прослужил там вплоть до 1950 года (на фото 3 в верхнем ряду пятый слева. Чехословакия, 1948 год).
Из редких рассказов деда о войне, мне запомнился один случай.
…Украина. Шел тяжелый танковый бой. Небо было черным от гари. Не было видно ни солнца, ни земли. Кругом рвались снаряды и минометные мины. Танк, которым управлял дед, вклинился в укрепленный район фашистов, прорвал их оборону, но был подбит и загорелся. Экипаж выжил. Танкисты успели выбраться из боевой машины целыми и невредимыми и, отстреливаясь, стали прорываться к своим. Долго они шли. Ночь застала танкистов в чистом поле. Обессилившие от усталости и голода товарищи забрались в стог сена, закрыли вход и уснули, решив, что продолжат путь к своим рано утром.
…Проснулся дед от страшного лязга и грохота. Отодвинув пучок соломы, он онемел от ужаса. По полю на бешеной скорости несся немецкий танк, сметая стога сена, попадавшиеся ему на пути. Дед разбудил товарищей, и все с замиранием сердца ожидали смерти. Расстояние до танка сокращалось все сильнее и сильнее. Оставалось каких-нибудь 10 метров, как немецкий танк резко затормозил, повернул влево и с грохотом удалился. Когда наши танкисты перевели дух, они увидели, что у моего восемнадцатилетнего деда поседели виски.
(На фото Александр Афанасьевич посередине )
Про Чехословакию дед рассказывал, что много немцев, отступая, прятались в брошенных богатых домах и какое-то время там жили. Танкисты освобождали населенные пункты улицу за улицей, однако, опасность поджидала их в домах. Здесь было легко погибнуть от затаившихся фашистов. Особенно часто немцы прятались за большими зеркалами, в платяных шкафах, за массивными шторами, исподтишка стреляя в наших бойцов.
Вернувшись с войны в 1950 году, дед стал работать машинистом паровоза (позже электровоза) в локомотивном депо станции Иланская. Ранение и подорванное на войне здоровье дали о себе знать. В 1981 году, в возрасте 56 лет, мой дед умер, оставив о себе самые теплые воспоминания.
Александр Афанасьевич был награжден:
Гвардейским знаком (служил в гвардейском полку).
Медалью «За отвагу».
Медалью «За освобождение Праги».
Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Медалью «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Медалью «60 лет Вооруженных Сил СССР».
Медалью «Ветеран труда».
Вспоминал: Виталий Богомазюк.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!