Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Героизм фроловчан в годы Великой Отечественной войны, их вклад в победу

Нам не нужна была война,
Но нужно было защищаться.
Когда пришла в страну беда,
Солдат не может не сражаться.

А сколько лет прошло с тех пор?
Не стало меньше и печали…
И каждый должен помнить то,
Как мы отчизну отстояли!

Петренко В.М.

Предвоенные годы, разразившиеся небывало высоким урожаем, укрепили экономику колхозов и совхозов, МТС города Фролово. Улучшалась жизнь населения.

Но…пришла война, оставившая страшный след на нашей земле.

Ясным безоблачным утром начался этот июньский день сорок первого года. С рассветом огласились фроловские улицы веселыми песнями, задорными переборами гармоник. С разных концов группами и в одиночку стекались парни и девчата к зданию райкома комсомола. Этот день объявлялся всеобщим воскресником помощи города селу.

Праздничное настроение было омрачено страшной новостью: «Война!»

Сотни фроловчан ушли на фронт. Оставшиеся женщины, подростки заменяли их у станка, на тракторе. Все было подчинено фронту.

В каждом трудовом коллективе, в каждой семье с нетерпением ждали писем с переднего края. В коротких весточках звучали крепкая уверенность драться до последнего дыхания и наказ трудиться самоотверженно.

«Гвардейский привет вам, дорогие земляки! - писал во фронтовом треугольники бывший работник зерносовхоза «Зеленовский» В.Берников. - Пишу вам письмо из госпиталя. Раны заживают. Мое стремление - быстрее выехать на фронт к боевым друзьям, чтоб вместе еще крепче бить врага. На днях мне вручили четвертую правительственную награду - орден Отечественной войны первой степени. Правительственная награда вселяет в меня еще больше сил на выполнение воинского долга. Надеюсь, что и вы, работая в тылу, оправдаете наше доверие, выполните требование Родины».

В своем ответе В.Берникову члены рабочего комитета совхоза «Зеленовский» писали: «Наш коллектив с чистой совестью может рапортовать своим землякам об успешном выполнении сельскохозяйственных работ. План ремонта тракторов перевыполнен».

Поистине героически трудились в те грозные дни арчединские железнодорожники. Им приходилось очень тяжело, ведь они, как солдаты, несли фронтовую вахту. То есть они выполняли поистине колоссальную работу.

Ведь к осени 1941 года из строя вышла лучшая двухпутная магистраль страны Москва - Курск - Харьков - Ростов, эту работу стали выполнять железнодорожники Сталинградской и Юго-Восточной дорог.

Из-за недостатка угля зимой 1941 - 1942 года весь паровозный парк был переведён на жидкое топливо. Широкое распространение среди паровозников получило соревнование за высокое качество ремонта паровозов, за сокращение времени экипировки машин. Диспетчеры, дежурные по станции, составители поездов добивались чёткого продвижения поездов, проявляли особую бдительность при манёврах.

К марту 1942 года усиленно в депо работало более 80% бригад, а межпоездной ремонт сократили почти в четыре раза. Новый импульс в работе депо - возобновление в мае 1942 года Всесоюзного социалистического соревнования на транспорте. Улучшилась гласность трудового соперничества.

Железная дорога Арчединско - Поворинского направления явилась одной из основных линий, питавших всем необходимым Сталинградский и Донской фронта. Поэтому железнодорожные станции этого направления представляли для врага особый интерес, как важные узлы военных коммуникаций.

Наступление противника на Сталинград сопровождалось усиленной бомбардировкой с воздуха всех железных дорог, подходящих к Сталинграду. Таким был город Фролово с железнодорожной станцией Арчеда.

Лето 1942 года. Фашистские воздушные пираты стремятся отрезать Сталинград, задержать груз и боеприпасы на железной дороге. День 22 июля 1942 года навсегда навсегда войдёт в историю нашего небольшого городка как символ фашистского варварства. В этот день в 17 часов 45 минут был совершён первый групповой налёт на станцию Арчеда фашистских самолётов. Зарево пожаров, превративших город в гигантский костёр, горький дым. Грохот канонады, вой фугасок. Врачи М.Я. Шапиро, П.Г. Дмитриев, Н.А. Артёмова организовали группу медиков, которые оказывали помощь раненым.

По этому поводу А.С. Чуянов в своей книге «Сталинградский дневник» писал от 23 июля: «Вчера 17 вражеских самолётов «хейнкель-111» в течение 40 минут бомбили Фролово. Сброшено до 100 авиабомб. Разрушено железнодорожное депо, электростанция и водопровод, сгорел пожарный поезд, убито 50 и ранено 150 человек. Бомбардировки железнодорожного узла с каждым днём учащаются. Ожесточённой бомбардировке подверглись все станции Арчединского отделения дороги. Но под шквалом огня день и ночь ремонтировались железнодорожные пути, не прекращалось движение поездов – железнодорожники были на боевом посту.

Архивная справка: с 22 по 31 июля 1942 года на участке Арчединского отделения вражеская авиация совершила 195 налётов, сбросив 1138 бомб (архив МО СССР. Ф. Дон, Фр. 1942, оп.9722, 9, л. 480).

Вечером 22 июля на железнодорожный узел прибыл 228 полк войск НКВД. На пограничников этого полка возлагалась охрана прифронтовой полосы, частью которой к тому времени был фроловский район.

Арчединцы, совместно с бойцами и командирами, восстановили один из путей и в 4 часа утра 23 июля в Сталинград вновь пошли поезда. 24 июля в 7 часов 17 минут налёт повторился… Фашистские стервятники бомбили станцию. Они буквально забросали зажигательными и фугасными бомбами город, хотя здесь не было военных частей. Горели и рушились здания, рвались баки с горючим. Да не только станцию, гитлеровцы бомбили и жилые дома, здания бытового значения.

Большинство организаций и учреждений перешли работать в хутора Грачи и Терновку. Работники железнодорожных служб, связанные с движением поездов, были переведены в казарменное положение. На прикреплённые к локомотиву постоянные бригады во главе со старшим машинистом возлагалась ответственность за сохранение паровоза как государственного имущества оборонного значения. Участие локомотивных бригад в ремонтных работах стало обязательным.

«Помню, - говорил бывший работник райвоенкомата Панченко А.И., - в один из дней на станции Арчеда остановился очередной состав с ленинградцами. Вражеские самолёты сбросили на состав бомбы. Загорелось множество вагонов. На помощь пришли фроловчане. Рискуя собственной жизнью, мы выносили из горящих вагонов детей, стариков».

«В эти минуты вообще не думали ни о чём, кроме спасения детей и женщин, - говорил об этом времени бывший старший инженер паровозного депо Андросов Н.П. – и делали всё для их спасения. – А однажды, в середине августа, рано утром через станцию Арчеда проходил большой эшелон, в нём были эвакуированные из детдомов ребята и много красноармейцев. В этом же поезде ехал выдающийся пролетарский писатель Александр Серафимович Серафимович. Самолёты кружились над станцией, бросали бомбы, били зенитки. Всё было наполнено непомерным гулом, клубы дыма заволакивали город и станцию». Андросов тогда был на станции и помог старому человеку и его малолетним спутникам укрыться. Писатель уговаривал детей, а у самого текли слёзы: «Ах, варвары, ах, варвары», - говорил он едва различимым голосом.

На этот раз всё обошлось благополучно. Никто в эшелоне не пострадал. Но надо было торопиться: налёт мог повториться.

«Особенно ожесточённой бомбардировке станция Арчеда подверглась 6 августа, - вспоминает бывший помощник командира второй роты по технической части 41 батальона 19-й железнодорожной бригады Л. Чернявский. – Налёт бомбардировщиков пришёлся на момент, когда на станции находились несколько эшелонов, в т.ч. один – с танками. Зенитная артиллерия, прикрывшая станцию, не могла справиться с большим количеством поочерёдно вываливающихся из боевого круга пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-88» - станции были нанесены серьёзные повреждения.

Архивная справка: только за десять дней с 22 по 31 июля на участке Качалино – Филоново было произведено 80 групповых налётов вражеской авиации с участием 570 самолётов. Сброшено 2 800 авиабомб, погибло сотни людей.

Уже 17 ноября 1942 года стало известно, что коллектив Ачединского отделения движения (начальник В.И.Бубнов, начальник политотдела С.Т.Гуров) во всесоюзном социалистическом соревновании за октябрь занял первое место, и ему было присуждено переходящее Красное знамя НКПС и соответствующая премия. Молодцы арчединцы! Они приняли поздравления с победой от областного комитета партии.

Сразу же после войны корреспондент газеты «Гудок» В.Ф. Кадильников написал книгу «На огневых коммуникациях». В ней автор, в частности, пишет о станции Арчеда: в последних числах июля в политотделе состоялось совещание партийных, хозяйственных работников отделения. В нём приняли участие заместители начальника Юго-Восточной дороги тт. Кухтенко, Мельников, старший батальонный комиссар Трофимов, прибывший со специальным заданием заместитель комиссара путей сообщения Богаева С.И., находившийся тогда в Сталинграде и непосредственно руководивший работой железнодорожников. Совещание решило организовать два диспетчерских круга: северный – на разъезде 439-го километра, и южный - на разъезде Калинино. На север выехали диспетчеры тт. Смирнов, Братухин, на юг - тт. Митин, Страц».

Богаев С.И., заместитель наркома путей сообщения, сам неоднократно бывал на станции Арчеда и решал на месте возникшие вопросы.

Арчединский машинист Новак Н.И. привёл поезд с боеприпасами к входному семафору станции Иловля. Но дальше ехать нельзя, ибо все пути забиты порожними вагонами. Тогда Николай Иосифович отцепил паровоз и осадил вперёд на станцию Тишкино порожняк. А затем, вернувшись на станцию Иловля, взял свой поезд и провёл его к Сталинграду, несмотря на вражескую бомбёжку.

Условия работы требовали максимального сосредоточения в одних руках эксплуатационной работы железнодорожников, ибо это позволяло принимать быстрые решения по организации движения поездов, устранению повреждений устройств пути, сигнализации и связи, содержания подвижного состава. Этим задачам отвечало создание военно-эксплуатационных отделений. На личный состав этих формирований железнодорожников распространялись Устав и Законы Красной Армии.

Военно-эксплуатационное отделение №122 было создано и на Арчединском отделении дороги. Подчинено оно было Сталинградскому фронту.

Основной эксплуатационной единицей явились созданные по решению НКПС во второй половине 1942 года и прошедшие боевое крещение у нас на Арчединском ходу колонны паровозов особого резерва (ОРКП). Колонна паровозов состояла из роты, в которой было пять паровозов. Паровоз обслуживал взвод во главе со старшим машинистом. Важнейшим поездам присваивались литеры «Г», «К», «А». В колонны входили и вагоны-теплушки, оборудованные под жильё паровозных, кондукторских бригад и поездных вагонных мастеров.

«Что такое теплушка? – поясняет машинист Д.И. Рыбалкин, - это четырёхосный вагон. Здесь для бригады и стол, и нары. На круглой металлической печурке грели воду, варили еду. Тут же стирали, мылись и раны перевязывали при бомбёжке». В распоряжение колонны выделялись передвижные мастерские., оборудованные в отдельном вагоне.

Чтобы увеличить производительность паровозов и сократить время на его экипировку, у тендера наращивались борта, устанавливались заправочные баки для мазута, во многих случаях цеплялись цистерны с водой.

Многие арчединские паровозные машинисты и их помощники, которые позже были работниками отделения паровозного хозяйства, работали на паровозах ОРКП, указывали профиль пути машинистам колонны, зачастую вместе с ними водили поезда к фронту.

Архивная справка: на арчединском ходу работали ОРКП № 3,4 и 10. Они перевезли за август - сентябрь 510 поездов. Работники колонн 232 раз подвергались бомбардировкам с воздуха и десять раз - артиллерийскому обстрВоенно-эксплуатационное отделение № 122 на станции Арчеда возглавил Владимир Николаевич Жёлудев, приехавший во Фролово из Лисок, где он работал начальником отделения движения Юго-Восточной железной дороги.

Старые рабочие долго помнили самоотверженность начальника отделения. Не раз Владимир Николаевич при массированных налётах врага показывал пример мужества, спасая от огня военные грузы.

«С большим вниманием относился Владимир Николаевич к работе путейцев, - вспоминала ветеран труда, бывшая работница пути А.А. Куркина. - Налетят вражеские самолёты, разрушат путь, улетят. Мы выходим из укрытия и ликвидируем последствия этой бомбёжки. Это сказать легко «ликвидируем». А на самом деле – тяжелейшая работа, и выполняли её в основном женщины. Если рядом был начальник отделения, он брался за инструмент и работал как все: быстро, по-фронтовому готовил путь поездам».

Семейной традицией было работать в депо и у Валентины Ивановны Тетюхиной. Здесь работали её отец, сёстры. Сюда и она, пятнадцатилетняя девчонка, пришла работать в военном 1943 году сверловщицей. Помнит Валентина Ивановна до сих пор то время и слова старого мастера Ивана Петровича Агеева: «Умаялась, дочка? Потерпи маленько. Вот разобьём фашистов, легче будет». Так оно и было.

Война привела к саманному станку и тринадцатилетнего Женю Гребнёва. Работал он в то время в машинно-тракторной мастерской хутора Терновка. И он тоже не доставал до станка, приходилось подставлять под ноги ящики.

Новые рабочие неплохо освоили трудные профессии и делали всё для перевозок грузов. О производственных делах их сообщали газеты того времени, например, районная газета от 15 января 1943 года писала: «Окончив курсы машинистов, работает помощником в депо Матрёна Михайловна Приходько. Она награждена медалью «За оборону Сталинграда». Только с 1942 года работает на транспорте комсомолка М.И. Фёдорова. За короткий срок она овладела специальностью слесаря-автоматчика, а затем смазчика. Она быстро и качественно обрабатывает поезда. Её выработка - 42 поезда в смену».

Условия работы железнодорожного транспорта день ото дня усложнялись. «После 23 августа 1942 года, когда противник вышел к Волге, в районе посёлка Рынок, подвоз боеприпасов, горючего и других необходимых материалов по железной дороге «Поворино - Сталинград - Саратов» был полностью прекращён», - вспоминал генерал Анисимов Н.П., работавший в то время заместителем командующего войсками Юго-Восточного, а затем Сталинградского фронта по тылу. И дальше генерал Анисимов там же пишет: «По моему ходатайству ставка выделила нашему фронту на железнодорожном участке Донского фронта станцию Качалино, куда поступали грузы из центра, а дальше подвоз осуществлялся автомобильным транспортом».

В августе в район станций Иловля и Качалино было доставлено 32 эшелона с танковыми частями. Для их продвижения в течение 16 часов участок был полностью освобождён от других поездов. В сторону Поворино ни одного поезда не отправили. Под эшелоны подавали паровозы серии СО. Со стороны Филоново поезда отправлялись один за другим с интервалом прямой видимости. Каждому начальнику эшелона и машинистам был указан путь выгрузки на перегоне. Сопровождали поезда, руководили выгрузкой офицеры военных комендатур.

Трудовая хроника арчединских железнодорожников полна героизма, стойкости, самоотверженного труда. Прорыв сквозь бомбовый и артиллерийский огонь противника, одностороннее движение поездов, пакетный график и отправление поездов «караванами» с интервалами 10-15 минут, безотцепочный ремонт вагонов, отправление сдвоенных поездов, оперативные группы и многое другое было на их вооружении. На вооружении оперативных бригад были и скромные мешочки с деревянными пробками, в аварийных случаях ими заделывали пулевые и осколочные пробоины в паровозах и цистернах.

В апреле 1942 года начинаются работы на строительстве участка железной дороги Иловля - Камышин. И как только была возведена насыпь и уложены рельсы, 7 августа 1942 года, на участке Иловля - Петров Вал пошли поезда. Этот участок был включён в Арчединское отделение дороги. И если раньше воинские поезда на отделении шли друг за другом: сначала было одностороннее движение: на юг - с грузами, обратно – порожняк, то теперь широкое применение нашло кольцевое движение: Балашов - Поворино - Арчеда - Иловля - Петров Вал - Камышин - Балашов. Таким образом, пропускная способность увеличилась до 40 поездов. Отпала необходимость в резервных паровозах.

По новой линии только за август и сентябрь удалось вывезти из зоны боевых действий 23 тысячи вагонов и 480 паровозов. Позднее, при подготовке контрнаступления для Донского фронта отправлено 154 эшелона с воинскими частями и снабженческими группами.

«Паровозник! Помни! В эту самую минуту, когда ты даёшь сигнал отправления, - будь то на заре или в глубокую полночь, - героическая Красная Армия ведёт -решительный бой с немецкими полчищами. Твои братья - советские бойцы - ценой крови вырывают у врага ещё один населённый пункт, освобождают пядь родной земли. Они ждут тебя! – призывала листовка политотдела Юго-Восточной железной дороги, выпущенная в дни битвы за Сталинград. - На тебя, паровозник, опирается Красная Армия в своих сражениях с гитлеровскими ордами. Ты везёшь не просто снаряды и танки, ты везёшь большое освобождение, жизнь и счастье миллионов людей, стонущих под фашистским игом. Будь же готов, паровозник, исполнить свой долг, чего бы это тебе ни стоило!»

«Все силы - фронту!» «Грудью, все как один, встанем на защиту Родины». Эти и другие лозунги писались прямо на стенах зданий, на заборах, призывая трудящихся к ударной работе воимя Победы над лютым врагом. Политотдел создал агитбригады и группы, организовал выпуск боевых листков, посвященных трудовым и ратным подвигам железнодорожников. Фронт требовал грузы и грузы шли.

Газета «Правда» от 25 октября 1942 года писала: «…Высокая честь выпала на долю работников фронтовой Юго-Восточной дороги. Они обслуживают передовую линию Сталинградской обороны, от них во многом непосредственно зависят успехи идущих здесь боёв.

Зная это, немецкое командование выделило целые эскадрильи штурмовой и бомбардировочной авиации, чтобы парализовать движение на дороге. Днём и ночью воздушные пираты охотятся за поездами, совершают массированные налёты на станции и перегоны, пытаются сорвать подвоз боеприпасов к Сталинградскому фронту. Но коварные замыслы врага разбиваются о бесстрашие, стойкость и мужество работников фронтовой магистрали».

В годы войны артель «Красный вагранщик» изготовляла военную продукцию: танковые домкраты и печки. В 1942 году артель была разгромлена, и лишь через два года после победы в Отечественной войне «Красный вагранщик» стал вновь давать фроловское литье.

Героизм фроловчан в годы Великой Отечественной войны, их вклад в победу (часть 2)

Героизм фроловчан в годы Великой Отечественной войны, их вклад в победу (часть 3)

Петренко Вероника Максимовна, МОУ «Гуляевская средняя школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 901812 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране