Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Героизм фроловчан в годы Великой Отечественной войны, их вклад в победу (часть 3)

Не менее значительный вклад в нашу победу внесли женщины, девушки. Причём они не только трудились в тылу.

«…Было 22 июня 1941 года. Время подходило к обеду, мы с мамой хлопотали по хозяйству, когда по радио, прервав концерт, передали сообщение о том, что враг нарушил границы СССР - началась война. Несколько минут мы сидели молча, боясь поверить услышанному. Лишь позже пришло осознание того, какая большая страшная беда пришла к нам», - рассказывает Таиса Матвеевна Колесникова.

В тот же день все ребята её класса пошли в военкомат. У всех было одно желание – встать на защиту своей Родины. Но восемнадцати многим ещё не было и на фронт они попали значительно позже. Дождавшись совершеннолетия, Таиса и её подруги Екатерина Буравлёва и Мария Илясова также записались добровольцами. Нам следующий же день они получили направление в Сталинградское военное училище на краткосрочные курсы связисток. На фронт попала под Москву, затем на 3-й Белорусский. С 971 отдельным полком связи дошла до Кёнигсберга. Была ранена. Было это уже в Германии, когда война приближалась к концу. А однажды чуть в плен не попала. Всё пришлось испытать, хотя была связисткой. Но вокруг шла война, и никого она не щадила, не спрашивала ни звания, ни возраста, ни заслуг…

«Под Смоленском мы находились в 3-4 километрах от фронта, - рассказывает Таиса Матвеевна. – В то время весь Смоленск пылал, бомбили всё – жилые дома, здания, даже санитарные эшелоны, наутро город было не узнать. И сейчас, по прошествии стольких лет, становится страшно, как вспомню ту картину». Но вспоминает нередко – в письмах однополчанам, на встречах в клубе «Фронтовые подруги». Правду, наверное, говорят, что фронтовая дружба самая крепкая. Годы, расстояния, болезни – всё ей нипочём. Крепко «связали» ветеранов те военные несколько лет… Память о них и фронтовые награды – сегодня для Таисы Матвеевны, пожалуй, самое главное. И день 9 мая – самый дорогой, радостный и долгожданный.

В начале июля 1942 года во всех предприятиях города и района создаются группы самозащиты. В истребительные батальоны и отдельные его подразделения вошло около тысячи бойцов. Они были обучены элементарным знаниям военного дела.

Дети тоже были участниками событий военного времени. Вот как вспоминает о тех годах Фролова Раиса Михайловна (1930 года рождения, город Фролово, ул. Революционная д.14 кв.4, телефон 2-48-25, имеет высшее образование), которой было тогда 12 лет: «В моём возрасте (в то время) сплошной стон и плач. Многолюдность в ДК, куда собирали будущих солдат. Тут же были и лётчики.

Знаю об эвакуационных, что их размещали среди населения, потесняя хозяев, хотя хозяева и сами стремились дать возможность их размещению. В основном (я жила по Московской улице) работали в госпитале (в бывшем здании школы им. Горького). Госпиталей во Фролово было несколько. Моя мама работала в прачечной госпиталя. А если было много белья, то стирали на дому, приспосабливая бочки, корыта и прочее.

При строительстве оборонительных сооружений много работали под Калачом, но и тут на строительстве временного аэродрома. На эту работу мобилизовали людей, которых не брали на фронт (пожилых, молодых, женщин, девушек).

У нас в семье дедушка, тётушка, сестра работали в Калаче (там сооружались укрепительные сооружения). Многие соседи тоже были мобилизованы на эту работу. А во дворах рыли окопы для себя, через год после начала войны наш город бомбили в день по три раза. Бомбили железную дорогу.

Во время бомбёжек (не могу сказать о городе) отоваривали железнодорожников (мой отец был железнодорожником) на железнодорожной пекарне. Давали хлеб на несколько дней круглыми пирогами (пекарня была на ул. Первомайской, позже там был прачечный комбинат). Затем перешли на карточную систему. Ребёнку 400 гр., работающему 700 гр., иждивенцу 250 гр.

Когда фронт отступил от Дона, работники железной дороги ездили куда-то закупать пшено, картофель, чтобы подкармливать работников ЖД. Были открыты для них столовые, где им что-то давали на обед. Семьи питались чем придётся. Большинство городских и эвакуированных ходили по деревням, меняли вещи, которые уцелели, на продукты.

Не знаю, действовал ли «чёрный рынок», но на привокзальной площади (бывшей водокачки) действовал «хитрый». Сюда выносили всё. Литр молока стоил 100 рублей. За эти деньги можно было купить полсаечки хлеба. Иногда и целую саечку, как повезёт. Никто никого не наказывал за это, ибо людям надо было выжить. Действовал и «колхозный» рынок, но там продавали всё: и трофейные вещи, и книги, и чай, и овощи, и всё, что можно было продать. Учебники для школы мы покупали на этом рынке. Цены были несносные, но куда деваться, учиться надо было. По весне ходили собирать какие-то травы, осенью – жёлуди. На круп. Заводе разрешалось высевать из просяной дранки (шелухи), что могло в ней остаться. И это называлось мучкой. Забрасывали её немного в кипяток, получалась мутная водичка. Это было и первое, и второе.

Школы во время войны работали. После бомбёжки школы располагались в частных домах. Жители сдавали первую комнату. Школа им. Горького располагалась на Фроловской улице. В том районе, где сейчас. Там домик, в нём сейчас магазин. Железнодорожная школа №4 (она тогда была одна ЖД школа) располагалась по улице Пушкина, Чичериной, Ковалёвской. Во дворе обязательно должно быть убежище. Во время бомбёжки вместе с учителем бежали туда. А перед бомбёжкой давался сигнал паровоза – тревога. Были учителя эвакуированные. В нашей школе был учитель математики (сильнейший математик) Гудз: его жена вела немецкий язык. Рождественский (по фамилии) вёл уроки географии. Вели уроки и наши молодые, которые только что окончили 10 классов: Свиридов В.А., Лаптева Т.И., Ветютнева М.Г. (ныне Дычкина) и др.

Писали на чём придётся: на газетах, книгах родителей и т.д.

Директором школы нашей ЖД был Свиридов Алексей Алексеевич. Это был настоящий учитель, человек с большой буквы. Он очень заботливо относился к своей работе, детям. Летом сажали тыквы, картофель для интерната и горячих завтраков учащихся. Он выпрашивал нам в депо немного крупы. Варили нам кашу тыквенную. Кормили на перемене: по две столовые ложечки всем ученикам. Иногда давали со спичечную коробочку хлеба, а на неё крошечную ложечку сахара (которой кладут горчицу - маленькую). В интернате детей железнодорожников готовили супы, иногда кашку, кроме того, что дети привозили из дома (это были дети работников ЖД с разъездов и маленьких станций). Но дети не голодали, их хоть понемногу подкармливали. А про детские садики не скажу, не знаю ничего.

Все ученики работали летом на плантациях, где в обед давали чашечку пшённого супа, сдобренного пресным молоком. Работали на свекле, продёргивали её, где густая, пололи капусту, помидоры, рыхлили землю в грядках. Работали добросовестно, зная, что взрослые заняты другим трудом. С нами работали учителя.

Детский дом был в Лесхозе, где директором его был Демешин. В Лесхозе, где сейчас училище, был пионерский лагерь. Вот туда и свозили детей и нашей области, и других. Дети трудились. У них были свои поля, где они сажали огородные культуры, картофель и др. В лесу собирали ягоды, грибы, сушили. Заготавливали на зиму. С ними всегда ходил и сам Демешин или кто-нибудь из воспитателей. Там жила моя однокурсница по институту, а потом туда поехала работать учителем русского языка и литературы. Полина Михайловна Меняйлова была воспитанницей этого детдома. Позже работала уборщицей райисполкома. Она может рассказать многое о их жизни в детдоме.

О церкви ничего не знаю.

Во время первой бомбёжки был уничтожен весь центр города, сохранился лишь элеватор, который сгорел после того, как поставили новый, действующий сейчас.

Наш дом не был разрушен полностью. Выходили из этого положения постепенно. Никаких стройматериалов не давалось. Что-то приобретали в лесхозе; что должно было идти на отопление. Отапливали дома (комнаты) углём, который собирали, выбирали на ЖД, там, где паровоз выбрасывал отработанное.

Сельские районы бомбили иногда, если там стояла военная техника. А вот дорогу до Ветютнево (по ней были вырыты убежища) обстреливали из пулемётов с самолёта. По этой дороге передвигались войска. В Ветютнево был какой-то штаб (я не знаю точно). На время сильной бомбёжки наш отец вывез нас в Ветютнево. Сам он работал на ЖД. Спасались от бомбёжки в котлах паровоза, кто не успевал добраться до убежища. Железную дорогу бомбили ежедневно и по два – три раза в день. Как только подходил состав с оружием или солдатами. Их стали разгружать не допуская до станции (на разъездах). Не успевали пути восстанавливать. Сделали отводную дорогу по улице Ленина. В годы войны было плохо с одеждой. Отец с работы принёс американский подарок (пальтишко – вполне приличное - летне-осеннее и юбочку цветную – летнюю). А как они распределялись не знаю.

В отношении подготовки города (организации партизанских отрядов, подпольщиков) не знаю. Была мала ещё для этого.

О диверсиях говорили, что только поезд на станцию и сейчас же бомбёжка. На самом деле ничего не знаю.

Лагерь же для военнопленных был расположен на территории ныне военного городка. Видела, как немцы строили вокзал, школу №5. А ходила мимо отоваривать хлебные карточки. Иногда видела, что их вели по Московской улице. Они где-то работали в подсобном хозяйстве. Они по дороге пели свои песни. Это вызывало отвращение и озлобление.

Ещё гремели залпы Великой Отечественной войны, а труженики города и села ударным трудом ковали победу. Начало 1945 года было отмечено движением «Ознаменуем вторую годовщину разгрома фашистов под Сталинградом новыми победами в тылу!». Инициатором этого патриотического соревнования стал коллектив паровозного депо станции Арчеда. Паровозники взяли обязательство повысить техническую скорость на 1 километр, сэкономить топлива на 5%, пропускать паровозы по кольцу без дополнительного набора воды. Данное слово было с честью сдержано.

Четыре с половиной месячных задания сделал коллектив швейного цеха артели «Красный партизан». В короткий срок были произведены работы по восстановлению крупозавода.

Коллектив рабочих и инженерно-технических работников Зеленовского зерносовхоза 2-ю годовщину разгрома немцев под Сталинградом ознаменовал досрочным выполнением годового плана ремонта тракторов и сельскохозяйственного инвентаря.

1944 год был отмечен хорошим урожаем на полях района. Ряд производственных бригад и колхозов вырастили урожай зерновых более 100 пудов с гектара. Колхозы «Большевик» и «Парижская коммуна» сдали сверх плана государству в фонд Красной Армии 1000 пудов, Зеленовский зерносовхоз – 130 тысяч пудов хлеба. Колхозы района полностью обеспечили себя семенами основных культур.

Нелегко было залечивать раны, нанесённые войной. Ежедневно после работы сотни жителей Фролово с лопатами выходили на улицы. Приводились в порядок усадьбы и их изгороди, очищались улицы и дворы от мусора.

Хорошее начало стало примером для всех жителей. Черкасовская бригада организовалась в горторге. Фроловцы мечтали о благоустроенных домах, хороших дорогах, зелёных улицах, красивых садах и цветниках. Заботливо ухаживали комсомольцы и молодёжь Фролово за зелёными насаждениями.

В первую послевоенную весну на улицах города было высажено 7 тысяч деревьев.

Долгожданным салютом Победы отсверкал май 1945 года.

Тепло встречали на фроловской земле фронтовиков - ащитников Родины. Но почти в каждой семье - горе о потерях родных и близких. В борьбе с фашистами участвовали более 11 тысяч фроловчан.

Не все вернулись с войны. Народное хозяйство нуждалось в рабочих руках. Не хватало механизаторов, и на тракторы сели девушки. Нашему поколению трудно представить, как им было тяжело, а они работали, растили детей, управлялись с домашним хозяйством.

Фроловская земля гордится своими земляками, которые в боях за Родину особо отличились своим героизмом! Это четыре тысячи защитников – воинов из Фролово и Фроловского района, подвиги которых отмечены боевыми наградами.

Великая победа, завоёванная ценой невосполнимых потерь и огромных лишений, стала главной победой нашего народа в XX веке. Она и сегодня имеет непреходящее значение для истории всего человечества.

Героизм фроловчан в годы Великой Отечественной войны, их вклад в победу (часть 1)

Героизм фроловчан в годы Великой Отечественной войны, их вклад в победу (часть 2)

Петренко Вероника Максимовна, МОУ «Гуляевская средняя школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 908271 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране