22 июня 1941 года началась самая ужасная и жестокая война нашей эпохи, фашистская Германия без объявления войны нарушила границу Советского Союза. Дедушка проходил службу в 1486 пушечном артиллерийском полку в звании младшего сержанта (войну закончил в звании старшего сержанта и был командиром отделения тяги). После 26 января 1944 года полк получил наименование, Гатчинский Краснознамённый он входил в состав 18-ой артиллерийской дивизии в группе армий "Север", которая наступала из восточной Пруссии через Прибалтийские республики на Псков и Ленинград.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.
В августе Сергея Павловича ранило, и он попал в госпиталь в Ленинграде. Страшнейшую операцию перенес мой дедушка. В госпитале не было обезболивающего и осколки, от снарядов попавшие в ноги вытаскивали на живую. После выздоровления прадедушка вернулся в своё воинское подразделение. К тому времени Ленинград уже был блокирован, с 8 сентября 1941 года был окружён плотным кольцом соединений фашистской армии.
Начались тяжелейшие дни для жителей и защитников города. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Самым страшным испытанием стал голод.
Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Провизию подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду, и продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.
Хлеб стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.
Военнослужащих обеспечивали не только хлебом, у них был особый паек-военный с тушенкой, что было в то время настоящей роскошью! Дедушка вспоминал о тех днях с болью. Голод. Обессиленные истощенные дети, старики, мужчины и женщины. Военные делали рейды по осажденному городу, заходили в дома, квартиры. Страшные картины представали перед глазами….темные холодные комнаты, мертвые и обессиленные от голода люди и дети на кроватях и просто на полу. Свой паек солдаты делили с жителями города. Беда объединяет.
Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.
Дедушка вспоминал, что, к сожалению, были люди, которые пользовались людской беззащитностью - воровали хлеб, совершали кражи в домах. Военные как могли, противостояли и этому злу.
К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались не один день.
Дедушка воевал в составе Артиллерийского гатчинского полка. Ужас пережитого в тех наступлениях не передать словами. Слезы наворачивались у пожилого человека, и глубокая складка появлялась на лбу. В задумчивости он всегда пел одну и ту же песню:
«Гремя огнем сверкая блеском стали
пошли машины в яростный поход
Нас в бой повел товарищ Сталин
И первый маршал в бой нас поведет».
Сложно было что- либо узнать у дедушки о тех днях не любил он об этом рассказывать, только повторял всегда:
«Не дай вам бог пережить этот ужас».
Из обрывков рассказов о том времени могу только рассказать, что Сергея Павловича чуть не расстреляли за то, что при прорыве блокадного кольца на Ладожском озере артиллерийская пушка вместе с трактором ушла под воду, не выдержал лёд такой нагрузки. Дедушка и сам мог погибнуть, так как провалился под лед вместе с оружием, а выбраться назад было ох как тяжело - намокший тулуп тянул на дно. Дед лишился всех наград, попал в штрафной батальон, но с честью прошёл и это испытание.
18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта. И весь мир узнал, что блокада прорвана!
Это только малая часть испытаний выпавших на долю деда в годы войны. Впереди было еще много боёв, ранений, контузия, госпитали, но самое главное впереди была ПОБЕДА! Победа, которую дедушка встретил в Калининграде, а потом была поездка на Восток страны в Японию. Домой дедушка вернулся лишь в ноябре 1945 года.
Дедушка награжден: медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», орденом «Красной звезды», Орденом «Отечественной войны» 2 степени (лишённых наград прадедушке не восстановили, но дали право жить и служить своей Родине дальше).
Автор: Меньшикова Анастасия, 7 класс, г. Волода.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!