Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Рассказ о прекрасном скромном человеке.

Матильда Егоровна Шелыгинская (Мороз)

Мой рассказ о прекрасном скромном человеке Шелыгинской (Мороз) Матильде Егоровне - это моя прабабушка. Она родилась на Украине в 1921 году в селе Знобь-Новгородское Сумской области. Семья была очень большая. Жили за счет своего хозяйства. После окончания семилетней школы, по совету своего отца, в 1940 году Матильда Егоровна поступила в железнодорожную фельдшерскую медицинскую школу в город Гомель (Белоруссия).

Прошел один год обучения в медицинской школе. Матильда Егоровна вспоминает:

«22 июня 1941 года прибежала секретарь комсомольской организации - Аня и объявила, что немцы напали на СССР. Всем учащимся срочно выдали справки, что они обучались с 1940 по 1941 год в железнодорожной медицинской школе».

Людей стали эвакуировать. Самолеты прилетали бомбить очень часто, особенно ночью. Много воронок у моста через реку, немцы неоднократно пытались взорвать его. Бывших учениц разместили в здании рядом с железнодорожным вокзалом. Те, кто жил недалеко - смогли уехать домой. Матильде Егоровне и ещё нескольким ее одноклассницам ехать домой было далеко - поэтому им пришлось остаться, их было около 10 человек. В здании, где они жили на втором этаже, на первом развернули терапевтический стационар.

«Мы стали военнообязанные. Дежурили у своего общежития по одному человеку. Было очень страшно, так как немца можно было встретить не только ночью, но и в магазине днем. Оружия же никакого не было. Потом разрешили дежурить по два человека, и дали винтовку. Но стрелять никто не умел. Разве что для отпугивания было оружие»

- рассказывает Матильда Егоровна. Так как она была очень ответственной и аккуратной, ее направили помощницей на кухню. Сестра-хозяйка не один раз хвалила Матильду Егоровну.

Часть девушек ездили на паровозе и перевозили с передовой раненых солдат в открытый недалеко госпиталь. Матильда Егоровна подошла однажды посмотреть в кузов паровоза. «Бинты, да стон. Бинты, да стон. Кто-то кричит: «Добейте меня!». У одних нет рук, у других ног…»

Самолеты прилетали и скидывали бомбы все чаще. Cтали эвакуировать промышленные предприятия прифронтовой полосы. Эвакуация проводилась под непрерывными бомбёжками города врага.

Тысячи гомельчан, ежедневно выходили на строительство баррикад. Вокруг города был выкопан противотанковый ров. В середине августа немецкие войска все же ворвались в Гомель. Гитлеровцы установили жестокий оккупационный режим. Они создали в городе несколько тюрем, лагерей смерти. Людей принуждали к различной работе. За малейшее невыполнение распоряжений властей угрожали тюрьма и расстрел. Фашисты вывозили в Германию оставшееся промышленное и энергетическое оборудование, запасы продовольствия, сырья и материалов, уничтожали дома.

В начале сентября Матильду Егоровну вместе с ее подругами эвакуировали в Куйбыщев - доучиваться. Оставался еще год учебы. Старались забрать все, что бы ничего не осталось немцам. Бабушка рассказывала, как некоторые били свою посуду, лишь бы ничего не оставить немцам. Самолеты бомбили постоянно. Поезд очень часто останавливался из-за угроз обстрела. Запомнился на одной станции поезд, с очень большим количеством раненых немцев. Приехав в Куйбышев, оказалось, что там мест нет. Отправили в Уфу - там тоже был филиал медицинской фельдшерской школы.

В Уфе было много трудностей: ни денег, ни документов, что эвакуированы – не было. Матильду Егоровну взяли работать в комнату Матери и ребенка на вокзале. Днем она училась, а ночью носила из столовой еду в детскую комнату: кашу и булочку за 95 копеек. Зимой было очень холодно. Если пальтишко было еще неплохое. Его удалось еще до военных действий на Украине заработать себе самой - пасла гусей, индюков. То туфли были очень холодные, ноги постоянно мерзли. Учиться не хотелось - мысли были постоянно о еде. Кроме хлеба и чая редко что было.

По ускоренной программе в конце февраля 1942 года, закончили медицинскую фельдшерскую школу. Выдали направление в Вологду в железнодорожный санитарный отдел. Мотя с подругами решили, что их направляют на фронт, что Вологда рядом с Ленинградом. И им непременно надо побывать в Москве, перед тем как ехать на фронт. Добраться до Москвы было очень сложно. Надо было сделать 4 пересадки. Но желание было огромно, и они поехали. Сделав одну пересадку, одна из девчонок, которая была очень бойкая, познакомились с солдатами, которые ехали в Москву. Дог ворилась, и им разрешили ехать в товарном вагоне. В поезде было очень холодно, печь почти не грела. Из воспоминаний Матильды Егоровны:

«Всю ночь мы ехали. Приехали в Москву утром 8 марта 1942 года. Нас постоянно останавливали и спрашивали: кто мы и откуда. Чтобы не привлекать внимание мы разошлись по одному, и смогли пройти около ворот с проверяющими».

Когда на Красной площади рассматривали Мавзолей, стояли все вместе, чем вызвали подозрительность у милиционера, почему собралось столько людей. Девушки ответили, что они едут на фронт и поэтому они должны увидеть Москву и Кремль. Их отпустили.

Приехали в Вологду. В дорожном санитарном отделе дали списки по распределению. Матильду Егоровну отправили в Харовск. С 15 марта 1942 года Мороз Матильда Егоровна начала свою трудовую деятельность в линейной железнодорожной больнице города Харовска. Жила на квартире, недалеко от работы. Проблема была с дровами. Не было теплой одежды. Все было по карточкам: 400 грамм хлеба, 10 грамм крупы и 5 грамм жира. В больницу сначала поступали только работники железной дороги. Также в городе была эпидемия сыпного тифа, дизентерии Матильда Егоровна прово ила дезинфекцию. Ходила по домам и выявляла больных.

В период Ленинградской блокады поступали тяжелые больные, очень худые, беспомощные. О своей жизни забывалось. Думали только о раненых, больных. Бабушка всегда старалась быть приветливой, чтобы больные - даже тяжелые - начали улыбаться. Помимо обязанностей медсестры, приходилось заготавливать дрова для больницы, пилить их, носить воду , ездить на сенокос - заготавливать сено для больничной лошади.

О прекращении войны бабушка узнала в Вологде, когда была на выходных у знакомой. Прибежала соседка и сообщила радостную новость.

Долгое время о своих родных на Украине Матильда Егоровна ничего не знала. Оказалось, что немцы сожгли все село из 400 домов. К счастью, ее родные все были живы.

В железнодорожной больнице Матильда Егоровна проработала почти 45 лет. За свой многолетний и безупречный труд, кроме огромного количества Почетных грамот, она награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «За трудовое отличие», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», «Ветеран труда», «Медаль участника трудового фронта», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне». Были публикации в газете. Отзывы об ее отношении к больным только положительные. Ее уважают бывшие пациенты. Матильда Егоровна всегда была активной общественницей: возглавляла партийную организацию Харовска, руководила узловым комитетом общества Красного Креста.

Сейчас Матильде Егоровне уже 92 года. Но у нее прекрасная память. Помнит все даты рождения всей ее многочисленной родни: у нее 3 детей, 5 внуков и 6 правнуков. Она всегда приветлива и добродушна. Очень хочется моей прабабушке - Матильде Егоровне крепкого здоровья и долголетия!

Автор: Мороз Артем, ученик 8 А класса Харовской средней школы №2, г. Вологда.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 894329 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране