Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

«Вся жизнь – служение Родине: В.Д.Гаврилов - выпускник колледжа, педагог, фронтовик».

Виталий Данилович Гаврилов

Возрождение России как сильного государства невозможно без духовно- нравственного возрождения ее народа и каждого из нас в отдельности. Особую актуальность приобрел этот вопрос в сфере гражданско-патриотического воспитания Спектр значений понятия «патриотизм» довольно широк. Первым, кто более или менее внятно определил данное понятие, был Владимир Даль, трактовавший его как любовь к Отчизне. Большая Советская Энциклопедия ничего нового к выше приведенному понятию не добавляет, трактуя его как любовь к Родине. Однако только этими значениями данное понятие, видимо, ограничить нельзя.

Патриотизм, как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. А основными показателями духовно- нравственного развития молодежи выступают:

  • социально гражданская компетентность(знания в области социологии, этики, права, политологии, позволяющие ориентироваться свободно в жизни гражданского общества);
  • гражданственностькак интегративное качество, заключающееся во внутренней свободе и уважении к государственной власти, любви к Родине и стремлении к миру, гармоническом проявлении патриотизма с культурой межнационального общения;
  • гражданская активность (активное участие молодежи в преобразованиях окружающей жизни и социально значимых акциях, в мероприятиях, направленных на защиту прав граждан и укрепление правопорядка в обществе).

Но многие ли из нас могут сегодня сказать о том, что «да, современная молодежь знает и уважает закон, умеет брать ответственность на себя, проявляют свою собственную инициативу и т.д. Я, например, не во всех случаях могу это утверждать. Поэтому всему этому нужно молодежь сегодня учить, учить систематически и последовательно, давая возможность «проживания» молодежью гражданско-правовых действий, формируя у них готовность и способность участвовать в гражданской жизни.

В этом направлении в последние годы очень много делается как на уровне Российской Федерации, так и в нашей республике. Это говорит о том, что в духовном возрождении России как великой державы сегодня главная ставка делается на молодежь. Но высокое патриотическое сознание у молодежи и подростков невозможно сформировать одними только разговорами о патриотизме, а необходимо включать их в конкретные виды деятельности, направленные на формирование потребности делать полезные и общественно- значимые дела. Этому, на наш взгляд, наиболее эффективно влияют такие дела как шефство над ветеранами, поисково-исследовательская деятельность, встречи с людьми, чья жизнь и деятельность является подтверждением истинного патриотизма и служения Отчизне.

Такими людьми сегодня являются ветераны, участники Великой Отечественной Войны, совершившие невозможное во имя жизни на земле. К сожалению, их остается все меньше и меньше. Поэтому, накануне праздника Великой Победы мы стараемся максимально использовать тот большой воспитательный потенциал, который хранят в себе эти люди, совершившие беспримерный подвиг во имя Победы. Героями тогда были все - и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам и те, кто сутками стоял у станков, перенося неимоверные тяготы войны: холод, голод, разруху, но, не потеряв при этом человеческое достоинство и честь. К одному из таких людей- патриотов своего Отечества относится Гаврилов Виталий Данилович, с которым мы хотим познакомить студентов колледжа через нашу исследовательскую работу.

Виталий Данилович Гаврилов родился 20 июня 1924 года в деревне Бишево Козловского района Чувашской Республики в семье крестьянина-середняка. Родители занима­лись земледелием и скотоводством, чему приучали и сына с детских лет. Поэтому он в раннем возрасте приобрел навыки выполнения работ, связан­ных с деревенской жизнью. Активное участие в труде не мешало ему ус­пешно учиться в школе. Получив начальное образование в своей деревне, в 1936 году начал посещать Еметкинскую неполную среднюю (семилетнюю) школу, которая находилась в 4 километрах от родного села. Его не пугала ежедневная ходьба на такое расстояние. Ни дожди и слякоть, ни холод и снежные сугробы не смогли остановить желание юноши постичь азы наук. Как губка он «впитывал» новый материал, который изучался на уроке. На всю жизнь он запомнил торжественное собрание, посвященное вручению свидетельств об окончании семилетней школы. Эту церемонию директор школы Дуев начал именно с него, сказав: «Сегодня в нашей школе праздник. Выпускникам вручаются свиде­тельства об окончании школы. Первым вручается свидетельство Виталию Гаврилову, так как он учился только на одни пятерки. За успехи в учебе он награждается еще и Похвальной грамотой».

Впервые оказавшийся в такой обстановке, юноша растерялся. Встал с опущенной головой, пробрался между скамейками и вместо того, чтобы направиться в сторону президиума, он зашагал к вы­-ходу. Его неосознанное движение было остановлено лишь тем, что он уперся в косяк двери. Машинально поднял опущенную голову. Увидев перед собой препятствие, осознал, что идет не туда, куда надо. Повернулся в сторону директора и бегом побежал за документами. Зал теперь не только аплодировал, но и по-дружески хохотал. Улыбался вместе с залом «заблудившийся» ученик Виталий Гаврилов. Дома у Виталия состоялся серьезный разговор с отцом.

«Я очень рад, что ты с Похвальной грамотой завершил учебу, - сказал отец. - Теперь пора взяться за хозяйство. Ты умеешь выполнять все деревенские работы. Кроме того, научился красиво плести лапти. Их женщины на базаре покупают нарасхват. Хлеб вырастишь в поле, мясо – во дворе, а деньги - на базаре. Этого достаточно, чтобы прокормить себя и будущую семью». «Я хочу стать учителем», - робко ответил сын. Но отец стоял на своем, так как сын должен был продолжать дело отца, у которого было слабое здоровье (Действительно, через два года после этого разговора отец Виталия умер). Мечту стать учителем Виталий сохранил даже тогда, когда его насильно увезли в ФЗО в Козловку, откуда он сбежал, выпрыгнув с окна второго этажа, и вернулся пешком домой.

И лишь в 1939 году сбылась мечта Виталия, когда его как отличника без экзаменов зачислили на 1-й курс школьного отделения Канашского педагогического училища. Когда он в первый день занятий сел за парту этого учебного заведения, радости не было конца. Однако международное положение в Европе готовило тяжелое испытание не только Виталию Гаврилову, но и всему народу страны. 1 сен­тября 1939 года началась вторая мировая война - фашистская Германия напала на Польшу. 22 июня 1941 года огонь войны перекинулся и на нашу страну. Виталию Гаврилову, как и многим его сверстникам, пришлось поменять «карандаш на патронташ»

Воевал он на III Украинском фронте в со­ставе 236 гвардейского стрелкового полка под командованием дважды Ге­роя Советского Союза, маршала В.И.Чуйкова. Командир отделения, гвар­дии сержант Гаврилов принимал участие в боях за освобождение таких го­родов, как Елец, Купянск, Изюм, Краматорск, Сталино (ныне Донецк), Барвенково, Запорожье, Синельниково, Днепропетровск и многих других насе­ленных пунктов. Форсировал реки Северский Донец, Днепр. Первую боевую награду гвардии сержант Гаврилов получил в ноябре 1943 года. Поводом к представлению к награде послужил следующий фрон­товой эпизод. Роту автоматчиков, в которой воевал В.Гаврилов команди­ром отделения, послали на разведку боем. Атака захлебнулась перед око­пами противника. В этой схватке большие потери были как с одной, так и с другой стороны. В живых остались единицы. Немецкие пулеметы справа и слева стреляли периодически короткими очередями. Но вражеский пуле­мет, рьяно стрелявший во время атаки роты в центре, почему-то молчал. Заметив это, В.Гаврилов обратился к помощнику командира взвода гвар­дии старшему сержанту с предложением разрешить ему разведать участок немецких окопов, находящихся перед ними.

«К немцам в плен захотел, гвардии сержант Гаврилов», - уклончиво сказал помощник командира взвода. Затем, немного подумав, старший сержант сказал: «Ладно, пойдем вдвоем: я тебя буду страховать. Поползу за тобой так, чтобы тебя в темноте не терять из виду. Рискнем...»

Оставив телефонистке Кате несколько запасных дисков с патронами, ползком, по-пластунски, гвардии сержант Гаврилов двинулся к тому месту, откуда несколько минут тому назад стрелял немецкий пулемет. За ним полз помощник командира взвода. У Гаврилова в одной руке был автомат, в дру­гой - граната. Сначала он полз довольно быстро. В темноте едва заметил силуэт пулемета. Он молчал. Пополз еще дальше - стала заметна рука немецкого пулеметчика, державшаяся за пулемет. Осмелев приближением помкомвзвода, гвардии сержант Гаврилов возобновил движение к немецко­му пулемету. Когда подполз совсем близко, оказалось, что немецкий пуле­метчик убит. Тем временем к гвардии сержанту подполз его непосредствен­ный командир. От пулемета оттащили мертвого немца. Осмотрели пулемет - он был цел и невредим. Перевернули его в сторону бывших хозяев, дали короткую очередь.

Установив телефонную связь со штабом батальона, старший сержант доложил об обстановке. Ответили, что «во что бы то ни стало удержать участок гребня возвышенности до прибытия пополнения» (на физической карте «гребень» значился как полоса водораздела местного значения). При­каз был выполнен. Гвардейцы в составе помощника командира взвода, телефонистки Кати и сержанта Гаврилова втроем дважды отбили контратаку немцев с помо­щью трофейного пулемета. «Гребень» был удержан до прибытия пополне­ния, за что все трое были награждены медалью «За отвагу». Из них один посмертно ( помощник командира взвода, который был участником Ста­линградской битвы)

Когда 8-ая гвардейская армия с боями продвигалась в направлении Черного моря (на полпути от Днепропетровска до Одессы), гвардии сер­жанта Гаврилова тяжело ранило в обе ноги. Лечился сначала в городе Дружковке (Украина), затем в городе Можге (Удмуртия). Лечение продолжалось более шести месяцев. Выписали из военного госпиталя с пометкой «не­строевик». За ратный подвиг Виталий Данилович награжден орденом Отечественной войны 1-ой степени, медалью «За отвагу» и еще 12-ю медалями. А в канун 70-летия Победы в ВОВ награждён юбилейной медалью 70 лет Победы. В августе 1946 года демобилизовали как учителя; военкомат Козловского района направил его на работу в районный отдел народного образования (РОНО). В мирную гражданскую жизнь вернулся Виталий Данилович возмужалым, пройдя, как говорится, огонь, воду и медные трубы. С 23 августа 1946 года бывший фронтовик начал работать заведующим начальной школой русской деревни Карцево - Почи­нок Козловского района Чувашской Республики. Новому заведующему пришлось изрядно потрудиться для того, чтобы создать какие-то минимальные условия для учащихся. В этой школе В.Гаврилов проработал 1,5 года. В начале декабря 1947 года осуществилась его дав­няя мечта. РОНО наконец-то разрешил ему выехать в г. Канаш для продолже­ния учебы в педагогическом училище. В августе 1948 года четверых выпускников училища, в том числе и В.Гаврилова, направили на работу в Агаповский район Челябинской области в совхоз «Муравейник» Проработав год учителем начальных классов в Челябинской облас­ти, в августе 1949 года он поступает учиться на физико-математический фа­культет Канашского государственного учительского института. Получившего диплом, дающего право преподавать в семилетней школе, Гаврилова В.Д. в августе 1951 года направили в Караклинскую школу Канашского района Чувашской Республики в качестве заведующего учебной частью (завуч), а в январе 1953 года его переводят на ту же долж­ность в Тобурдановскую среднюю школу Канашского района. С августа 1956 года Виталий Данилович работает ди­ректором и учителем математики в деревне Малые Бикшихи Канаш­ского района. В этом же году заочно оканчивает Чувашский Государствен­ный педагогический институт. Где бы ни трудился Виталий Данилович, его всегда отличает творческое отношение к делу, требовательность к себе и исключительная порядочность. Может быть, поэтому в августе 1962 года его с удовольствием приняли во второй раз в родной коллектив, но теперь уже в качестве преподавателя математических дисциплин. Переход В.Гаврилова на работу в Канашское педагогическое учили­ще не был случайным. К этому времени он осознал на практике, что в ходе профессиональной подготовки будущих учителей нужно больше обращать внимание на воспитание высоких духовно- нравственных качеств будущего специалиста, которые могли бы не только обучать детей грамоте, но и заложить в их душах основы человеческого взаимоотношения, то есть посеять зерно гуманности. С этой целью он начал активно заниматься научно-методической работой: писал научные статьи, которые печатались на стра­ницах республиканской газеты «Коммунизм ялавё» (нынче «Хыпар»), вклю­чались в сборники, издаваемые Чувашским Институтом усовершенствова­ния учителей (ныне Институт образования), читал лекции на курсах повышения квалификации. В 50-60-х годах прошлого столетия одной из форм изучения, обобщения и распростране­ния передового педагогического опыта являлось проведение районных и республиканских педагогических чтений. К этим мероприятиям привлека­лись наиболее творчески работающие учителя. Одним из активных участ­ников чтений был В.Гаврилов. Об этом говорят многочисленные грамоты, среди которых есть и грамота Академии педагоги­ческих наук РСФСР (1963 г)

В 70-х годах начался период перехода к новым учебным программам, в том числе и по математике. Чувашский институт усовершенствования учителей (ЧИУУ) начал переподготовку педагогических кадров, для чего были организованы постоянно действующие курсы при педучилище. К чтению лекций привлекались высококвалифицированные преподаватели училища. Среди них был и Виталий Данилович, чьи лекции отличались доказательно­стью и аргументированностью, за что Министерство просвещения респуб­лики приказом от 20.04. 1970 г. объявило ему благодарность. Министерство просвещения Чувашии не раз привлекало В.Гаврилова в составе бригад к проверке качества постановки учебно-воспитательного процесса в школах республики. После того, как на факультете повышения квалификации при Орловском пединституте В.Гаврилов показал отличные знания математики и методики его преподавания, его включают в бригаду Министерства просвещения РСФСР по проверке педагогических училищ.

Виталий Данилович проработал в колледже более 30 лет, выпустил несколько групп в качестве классного руководителя, избирался председателем местного комитета профсоюзов, возглавлял группу народного контроля училища, был председателем об­щества «Знание». До сих пор он остается в строю. Возглавляя совет ветеранов колледжа, он проводит огромную работу по гражданско- патриотическому воспитанию молодежи. В помощь кураторам групп по патриотическому воспитанию он издал пособие «Дни воинской славы России» ( 2006 год). А студенты активно используют его основные идеи, изложенные в методическом пособии «Обучение детей без неудовлетворительных оценок, или серебро и золото учителя» (2002 год) при организации педагогической практики. Ветеран в постоянном поиске, от него исходят всегда свежие идеи и ценные советы.

Молода не только душа Виталия Даниловича. Он и внешне выглядит очень молодо для своих девяносто. Может в этом заслуга супруги Виталия Даниловича, которая тоже является выпускницей училища, и всю жизнь проработала учительницей начальных классов. По стопам родителей пошли и оба сына Петр и Юрий. «Когда собираемся все вместе, то беседа за празд­ничным столом часто превращается в «жаркий педсовет Гавриловых», - говорит не без гордости Виталий Данилович. Вот такой он наш Виталий Данилович, выпускник колледжа, педагог-гуманист и патриот своего Отечества, который всю свою жизнь посвятил служению Родине.

Трудно было, но так было надо,
Страшно было, но так было надо…

Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием для советского народа. Она потребовала огромных человеческих и материальных жертв. За четыре военных года погибло более 26 млн. наших соотечественников. Советский Союз лишился около 20 процентов всех своих богатств, до основания были разрушены 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 25 млн. человек остались без крова. Нет, наверное, в нашей стране такой семьи, которой не коснулась бы трагедия Великой Отечественной войны. У кого отец, у кого – сын, у кого – муж, друг, брат пали в бою и не вернулись домой. Победа была одержана советским народом во имя мира и жизни на земле. В дыму сражений, даже идя в последний бой, солдаты не теряли боевого духа, вступали в борьбу с одной мыслью: «Наше дело правое! Враг будет разбит, победа будет за нами!» К одному из таких людей принадлежит Виталий Данилович, о котором мы попытались рассказать. Это удивительный человек с математическим складом ума, с широкой душой, неугомонный и с исключительной работоспособностью, несмотря на возраст и выпавшие на его долю испытания. Жаль, что таких людей все остается меньше и меньше, поэтому мы должны поспешить донести до современной молодежи их голос, их чаяния, чтобы вновь не повторить горькие уроки истории. И свою работу мы хотим завершить стихотворными строчками:

Как мало их осталось на земле,
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне
Вновь не стреляли в них на поле брани
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться.
Была бы сила…,
Чтобы время вспять…,
Но я не Бог…,
Война им снова снится.
Пусть внукам не достанется война,
И грязь ее потомков не коснется,
Пусть курит бывший ротный старшина,
И слышит, как внучок во сне смеется.

Автор работы – Петрова Наталия Александровна.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 896376 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране