Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

«С лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы прошли…» (ч.2)

Вениамин Александрович Шалман

Посвящается военным журналистам

«В составе 61-ой авиабригады были 5-й и 13-й авиаполки, а также 11-я, 12-я и 13-я отдельные истребительные эскадрильи. Всего в составе бригады было 214 самолетов И-16, И-15бис и И-153. Большинство аэродромов 61-й авиабригады располагалось на юго-восточном побережье Финского залива. В дни войны с белофиннами авиация Балтийского флота сыграла ведущую роль в разгроме противника. «Полки и эскадрильи командира 61-й авиабригады полковника А. М. Морозова базировались на аэродромах южного берега Финского залива. Отсюда самолеты поднимались в воздух, барражируя на подступах к Ленинграду или выполняя боевые задачи над линией фронта. Авиация КБФ под командованием комбрига В. В. Ермаченкова играла немалую роль в ходе вооруженной борьбы. Имена В. И. Ракова, Н. А. Токарева, А. Н. Крохалева и ряда других летчиков были известны тогда всей стране. Эти летчики стали Героями Советского Союза. В 61-й авиабригаде такого высокого звания удостоились командир эскадрильи Г. П. Губанов и ее комиссар И. И. Волосевич.

В боевых частях и подразделениях проводилась большая политическая работа, направляемая комиссаром бригады В. Панковым и начальником политотдела С. С. Бессоновым. Полковой комиссар Семен Семенович Бессонов – начальник политотдела – был опытным политработником с острым умом, простым в обращении, но требовательным по службе. В бригадной газете работали также писатели С.П.Варшавский и Ю.И.Рест, прикомандированные политуправлением КБФ. Они вели сатирический отдел.

12 марта 1940 г. война с Финляндией закончилась подписанием мирного договора. Граница от Ленинграда была отодвинута.»

После демобилизации с ноября 1940 г. по февраль 1941 г. дедушка работал ответственным секретарем газеты завода «Электрик» в Ленинграде, затем был направлен Ленинградским РК ВКП(б) ответственным секретарем в газету т/п им.Блохина, где работал до 22 июня 1941 г. – дня второй мобилизации на военную службу. С этого дня до января 1943 г. он снова служил в 61 авиабригаде ВВС КБФ, вначале ответственным секретарем, затем заместителем редактора бригадной газеты. С началом Великой отечественной войны название газеты изменили на «Победа». «Газета выходила ежедневно. Первые три месяца – под грифом «после прочтения сжечь», потом «сжечь» изменили на «уничтожить», а примерно через год – «прочти и передай товарищу». За время войны редакция 23 раза меняла свой адрес. Она кочевала вдоль Балтики с одного фронтового аэродрома на другой, прошла путь от Ленинграда до Кенигсберга вместе со своим летающим читателем. В редакционном автофургоне размещалась полевая типография и небольшой личный состав редакции – журналисты и полиграфисты. Нередко номер готовился под огнем врага, в голодные блокадные дни и бессонные ночи, но “Победа” всегда выходила в срок.

Когда я снова и снова перечитываю пожелтевшие страницы, мне кажется, что тогда… были все-таки немножко другие люди, какие-то светлые, бесстрашные, умелые, веселые. Многие летчики и техники были военкорами «Победы». Они писали ярко, образно, азартно, но по большей части не о себе, а о подвигах товарищей. Довольно часто репортажи оканчивались четверостишиями:

«Пусть день и ночь грохочет канонада,
Мы выстоим, но вас из блиндажей,
Как погань, вышвырнем, и Ленинграда
Вам не видать, как собственных ушей.»

Подписывались четверостишия «звено истребителей», но … по большей части их сочинял летчик-асс, впоследствии Герой Советского Союза Игорь Каберов, бесстрашный, отчаянный, веселый человек из Нижнего Новгорода, поэт, музыкант, потом он написал несколько книг о войне, в частности, «В прицеле свастика».

В январе 1943 дедушка получил назначение в недавно сформированную 9-ю штурмовую авиабригаду ВВС КБФ на должность редактора бригадной газеты «Сокол Балтики». В июле того же года авиабригада была переформирована в авиадивизию. Это было мощное авиационное соединение, состоявшее из 2-х штурмовых и 2-х истребительных полков: до 154 самолётов. Оно было нацелено исключительно на решение «морских» задач в Балтийском море и довольно быстро изменило обстановку в пользу советских войск. «После прорыва блокады немецкая авиация пыталась усилить свою активность, но эта попытка была сорвана. Приблизительно в марте 1943 года враг сосредоточил бомбардировочную дивизию на бывшем нашем аэродроме Котлы. Несмотря на поражения, понесенные под Москвой, Сталинградом и в других местах, очевидно, не все гитлеровские генералы потеряли свою самоуверенность и самонадеянность. Только этим можно объяснить легкомысленное сосредоточение более ста боевых тяжелых самолетов на одном аэродроме, почти как для парадного смотра. Поплатились они за это самым жестоким образом. Смелым налетом наши штурмовики просто похоронили всю дивизию «юнкерсов»… Дым от горящих «юнкерсов» так плотно окутал небо, что можно было подумать - бомбят не аэродром, а нефтехранилище. Бомбардировочная дивизия противника перестала существовать, не сделав ни одного вылета на Ленинград. Оставшиеся в живых летчики были отозваны в Германию и распределены по другим авиачастям.»

В январе 1944 года дивизия стала Краснознамённой и получила наименование Ропшинской. «Имена таких штурмовиков, как Карасев, Степанян, Акаев и Фоменков, были известны в то время чуть ли не каждому бойцу и жителю Ленинграда. Портреты героев-летчиков печатались в газетах, листовках, плакатах. Герой Советского Союза майор Карасев как-то летом ехал в трамвае. Он был в простой гимнастерке — одно время морские летчики носили сухопутную форму, — но со всеми своими регалиями. Внезапно вокруг зашушукались:

- Карасев! Карасев!

Смущенный всеобщим вниманием, он вышел на первой же остановке и дальше пошел пешком. По дороге его нагнал какой-то мальчуган. Оглянувшись, чтобы узнать, есть ли у майора ордена и какие, мальчишка обомлел. На груди этого коренастого, уже немолодого человека были звезда Героя Советского Союза и почти десяток орденов и медалей! Мальчишка только и мог воскликнуть:

- Вот это да!

Он был не в состоянии оторвать от летчика глаз. Ватага ребят окружила майора и пятилась впереди него. С груди летчика ребята перенесли взгляд на его лицо и тут их обуяла буря восторга. — Карасев! — закричали мальчишки и рассыпались во все стороны, созывая с окрестных улиц и ребят и взрослых: — Карасев идет! Карасев идет!»

С боями дивизия прошла от Ленинграда до Кенигсберга, где дедушка и закончил войну в звании капитана и кавалером орденов Отечественной войны и Красной звезды. Но службу не оставил и ещё почти 3 года руководил редакцией дивизионной газеты. В конце 1947 года 9-я авиадивизия была переименована в 92-ю смешанную авиадивизию.

Из Аттестационного листа на присвоение очередного воинского звания:

«Работая редактором печатной газеты Политотдела 92 САД сумел организовать вокруг газеты большое количество военных корреспондентов из летчиков, техников и мл.авиаспециалистов. Издаваемая газета политически чётка, с жизнью связана хорошо, оперативна, грамотна, умеет квалифицированно ставить специфические вопросы авиационных частей, литературно и технически строга, среди личного состава авторитетна. Как газетный работник, тов.Шалман имеет большой опыт. Практические знания прочные, всесторонен, общая грамотность литработника приобретенная вне стен учебного заведения, хорошая. Организатор сильный, требовательный, четкий. Работу литработника журналиста любит, совершенствует себя настойчиво и трудолюбиво, занимается заочно в институте им.Герцена. Военного образования не имеет. Жизнь и специфику авиачастей знает хорошо и конкретно. Необходимый военный опыт приобрел практически. Зачеты по военным дисциплинам сдал успешно. Политически подготовлен хорошо. Лично дисциплинирован, принципиален, тактичен, общителен, авторитетен, с личным составом связан, в быту выдержан, внешне и внутренне подтянут, уравновешен. В сложных условиях в боевых действиях с работой редактора справлялся очень хорошо. Сильный по задаткам и навыкам как пропагандист. Морально устойчив. Партии Ленина-Сталина и Социалистической родине предан. Заслуживает продвижения по службе. Достоин присвоения очередного звания «майор».

22 февраля 1948 г. - Начальник политотдела 92 САД ВВС 4 ВМФ полковник Комиссаров»

(продолжение следует)




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 492301 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране