Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

«С лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы прошли…» (ч.3)

Вениамин Александрович Шалман

Посвящается военным журналистам

Не дождавшись очередного воинского звания, дедушка уволился в запас по состоянию здоровья 7 мая 1948 года и начал свою 30-ти летнюю службу в знаменитом Ленинградском радиокомитете, где он и познакомился со своей будущей женой, моей бабушкой. Ею была Ия Макаровна Хочевская, известный в будущем диктор Ленинградского телевидения и радио, отдавшая этой интереснейшей работе более 35-ти лет. Но это уже совсем другая история…

Таков был военный путь дедушки, который начался в 1939 году во время советско-финской войны. Но даже уже будучи членом Союза журналистов СССР, известным ленинградским журналистом, возглавлявшим одну из ведущих редакций ленинградского радио, он скупо делился со мной деталями своих военных будней. Да и то только в канун Дня Победы или скромно комментируя очередную книгу о подвигах лётчиков-балтийцев, прочитанную мною вдоль и поперёк: «Да, я хорошо знал этого лётчика – писал о нём статью и не раз с ним встречался».

Трудно передать, какие эмоции вызывали эти скромные слова в моём мальчишеском сердце! Как же так! Ведь я только что прочитал об этом герое в книге «Твои герои, Ленинград!», а, оказывается, мой родной и любимый дедушка отлично знал этого героя, встречался с ним на фронте, пожимал ему руку! Радость и гордость переполняла меня в такие мгновения, и эти чувства я никогда не забуду..! Однажды я сообразил, что можно пользоваться такими ситуациями, чтобы побольше поспрашивать у дедушки о том, что же всё-таки он видел там, на далёкой, но близкой нам всем войне. Главное было увлечь его моими многочисленными вопросами о лётчиках, их самолётах и коварных фашистах, чтобы он хоть немного разговорился про войну, о которой мне так хотелось узнать побольше. И сегодня, вспоминая те давние разговоры, я понимаю, что так ничего и не смог узнать о боевой службе дедушки – он так и не рассказал ничего о себе, а лишь охотно делился со мной своими воспоминаниями о подвигах наших балтийских асов.

Как-то однажды я увидел у него один из номеров газеты «Сокол Балтики». В тот момент я увы не знал, что дедушка возглавлял редакцию этой газеты – я был уверен, что он просто имел к ней какое-то непосредственное отношение. Тот газетный выпуск с тех пор я не видел, но не расставался с мыслью когда-нибудь достать хоть один номер этой военной многотиражки. И вот в апреле 2014 года мне каким-то чудом удалось найти почти полную подшивку газеты «Сокол Балтики» у неизвестного мне эстонского коллекционера. Даже не знаю, как мне сейчас передать тот трепет, который я ощутил от одной только мысли о возможности хоть одним глазом снова взглянуть на эту легендарную газету! После долгих переговоров я смог сойтись с эстонским коллегой на устраивавшей его цене за всю подшивку, и, расплатившись ранним утром на МКАДе с водителем эстонского фургона, подрабатывавшем курьером, как раз в канун Дня Победы я стал обладателем этого бесценного для меня сокровища. Открыв коробку незнакомого мне формата, я увидел старую темно-коричневую толстую обложку, словно сделанную из какого-то плотного дерева. У меня что-то затрепетало внутри, и ком подкатил к горлу… Когда же, перевернув обложку, я увидел первый номер дедушкиной газеты и прочитал в правом нижнем углу второй страницы его фамилию, по спине пробежали мурашки. А когда я представил, что дедушка мог держать в руках именно этот экземпляр газеты, кровь резко прилила к голове, и я почувствовал, как меня бросило в жар… В тот день я запоем читал все газетные номера подряд, и только под утро следующего дня силы меня оставили….

Как любой советский мальчишка я десятки раз пересматривал фильмы про войну, зачитывал до дыр военные повести и романы, наизусть знал почти все песни военных лет. Но какое же волнение я испытал, читая в дедушкиной газете сводки Совинформбюро, заметки лётчиков-балтийцев, передовицы, репортажи о воздушных боях, указы Президиума Верховного совета о награждении наиболее отличившихся солдат и командиров! Было такое ощущение, что я находился там, на полевом аэродроме, в редакции дивизионной газеты рядом с дедушкой, редактирующим очередной номер «Сокола Балтики». И даже запахи авиационного бензина и выгоревшей травы казались такими реалистичным, как будто, открыв дверь блиндажа, я мог увидеть КП 9-й авиадивизии. Это было совершенно незабываемое и невероятно приятное ощущение! А главное – меня переполняла гордость за нашу страну, наш героический народ, выстоявший в той бесчеловечной войне и давший нам сегодняшним право на жизнь. Гордость за то, что я не просто физически прикоснулся к истории Великой войны, но и имел к этой истории самое прямое отношение. Именно в тот момент я впервые и по-настоящему осознал, насколько важен был вклад военных журналистов в дело Победы. И насколько политически выверенным должно было быть каждое слово, каждый знак препинания! Я вдруг как-то физически ощутил, что держу в руках не просто пожелтевшие страницы военной газеты, а результат очень важной работы многих людей, участвовавших в её создании. Многие из них писали свои материалы между боевыми вылетами, многие не дожили до Победы, отдав свои жизни в небе и на земле: лётчики, техники, политработники, журналисты…

Как-то на днях мой друг, в недавнем прошлом боевой офицер, прошедший несколько войн постсоветского периода, сказал: «А ты знаешь, чем раньше наша армия была больше всего сильна? И чего сегодня нам не хватает? Прежде всего она была сильна боевым духом, идеологией. И это давало нам преимущество даже при численном превосходстве противника и делало нас непобедимыми. Ты даже не представляешь, какая это была мощнейшая политическая и психологическая работа!». И именно в этот момент у меня перед глазами встали номера газеты «Сокол Балтики». Слова моего друга сильно срезонировали у меня, внука журналиста-политработника, и я как никто понял их смысл и настоящую ценность.

После своей смерти дедушка мне долго снился. Практически каждую ночь… Я с ним разговаривал, пытался ему помочь преодолеть тяжёлую болезнь… Несколько раз мне снилось, что он не ушёл от нас, а вернулся домой после очередного лечения – как же я был этому счастлив, хотя и с трудом мог в это поверить! И только проснувшись, я осознавал, что это был всего лишь сон, и его всё-таки нет с нами… Это было ужасно больно и беспросветно...! Мне очень не хватало его тогда и потом. Мне страшно не хватает его сейчас и всегда. Какая-то магическая связь была между нами. Какие- то крепкие узы связывали нас тогда и давали мне силы потом, когда его уже не стало… И только с возрастом я стал по-настоящему осознавать, каким Человеком был мой дедушка и как же мне повезло быть его внуком…!

Почему я всё-таки решился написать этот очерк? Сейчас в год празднования 70-летия Великой Победы я не мог не отдать дань подвигу нашего народа и тому вкладу, который внёс мой дедушка – капитан морской авиации Балтийского флота, военный журналист, отдавший 9 лет службе в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, дошедший со своей редакцией от Ленинграда до Восточной Пруссии. Я счастлив и горд тем, что теперь мне есть что рассказать и показать моим детям о той страшной войне и их прадедушке, и пронести эту память через поколения!

Игорь Баландин

Апрель 2015




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 886460 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране