В Новоаннинском районе есть хутор Сатаровский, в котором 2 августа 1918 г. родился и провёл своё детство и юношеские годы Локтионов Илья Тимофеевич. Многим эта фамилия не знакома, но мне она хорошо известна. Он мой прадедушка.
До войны он работал трактористом в родном колхозе. Был призван в армию и служил в 4-ой донской дивизии имени Ворошилова 20 - Сальского казачьего полка. Этот полк размещался в Белоруссии под командованием Г.К. Жукова. В 1939 году их подняли по тревоге на защиту польского народа, на который напали фашистские захватчики. Полк перешёл 10 сентября Польскую границу и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. В 1940 году Илья Тимофеевич окончил службу в армии и вернулся в свой хутор, сел снова за трактор.
22 июня 1941 года на Советский Союз внезапно напали гитлеровские полчища. Мирный труд советского народа был нарушен, началась Великая Отечественная война. Над нашей страной нависла грозная опасность. Под руководством Коммунистической партии весь наш народ поднялся на великую освободительную борьбу против фашистских захватчиков. 19 июля 1941 года и Илья Тимофеевич ушёл на фронт. Полк, в котором он был, формировался на Кубани, затем его перебросили в Туапсе, откуда их на пароходе отправили в Керчь. С моря дул свежий ветер, было зябко. Так как Керчь уже была сдана неприятелю, пароход продолжил свой путь до Новороссийска.
Из Новороссийска Ильи Тимофеевичу, как и многим другим, пришлось идти пешком до Таманского полуострова, где наших солдат тренировали для высадки десанта в тыл врагу. Учили их прыгать в воду с пулемётами, взбираться по скалам, бросать гранаты из неудобных положений. Бойцы освоили все виды трофейного оружия, научились метать ножи и бить прикладами, перевязывать раны и останавливать кровь, научились с завязанными глазами заряжать диски автоматов, по звуку выстрелов определить, откуда ведётся огонь. Без этой выучки, особенно первые схватки, были немыслимы. В ночь под 25 декабря 1941 года произошла высадка с Комсомольской пристани на Камыш - Бурун. Полк, где находился Локтионов, перевезли на барже, которую буксировал катер. Далеко, впереди, над Камыш – Буруном, светило зарево. Доносились гулкие удары артиллерии, это было уже привычно. Чем ближе подходили Камыш - Буруну, тем сильнее нарастал грохот боя. Начала бить немецкая артиллерия, у баржи перебили трос и он стал как маяк, а катер пошёл к берегу. Вдруг со стороны моря показались бомбардировщики, гул их заглушался грохотом взрывов, и от этого казалось, что самолёты подкрадываются бесшумно. То далеко от них, то ближе падали бомбы, поднимая огромные массы воды, но ни одна бомба не попала в цель. Когда кончились бомбы, с самолётов стали стрелять из пулемётов. В этот момент погибло много советских бойцов.
Вскоре подоспел другой катер, зацепил баржу и привёз к берегу. К месту высадки противник перебросил новые части, вела бомбёжки фашистская авиация, начала бить тяжёлая артиллерия, одна, за одной, шли отчаянные контратаки. Но было уже поздно: десантники успели надёжно закрепиться. Они овладели несколькими кварталами Камыш - Буруна. И хотя несли не малые потери, не отошли не на шаг. Перед выходом в море, они дали клятву на верность Родине и были ей верны. Они знали, что надо продержаться до подхода главных сил. Когда эти силы подоспели на помощь, немецкие войска понесли поражение и отступили на 120 км, и заняли оборону за Владиславкой.
На этом закончился бой Ильи Тимофеевича в Камыш – Буруне, потом его полк перебросили в Новопокровку. Их полк и 14-ый батальон с восемью танками в Новопокровк попал в окружение войск противника, чтобы выйти из него, надо было преодолеть водную преграду, хотя река, была не широкая, но глубокая, через неё был мост. Советские танки заняли этот мост и расширили кольцо окружения. Кто по мосту, кто вплавь перебирался на другой берег. Бой длился с утра до ночи, но благодаря смелой атаке, они смогли выйти из окружения. По пути во Владиславку, Илья Тимофеевич получил ранение в лицо, с которым попал в госпиталь, и там пролежал три недели, но после вернулся в свой полк. Так он воевал до 18 марта 1942 года.
«Около какой – то деревни под Керчью, не запомнил название, у нас был очень тяжёлый бой. Мы держали оборону. В окоп, где я находился, попал снаряд, и меня ранило в ноги. Санитары перевязали раны»,
– так вспоминал Илья Тимофеевич Локтионов. В это время полк пошёл в наступление. В окопе раненый он был не один. За ними приехали подводы и всех раненых отвезли в госпиталь Семь – Колодезей. Правую ногу ампутировали в этом госпитале, а левую в Махачкале.
Домой возвращался через Среднюю Азию и в тяжёлом состоянии, болел тяжёлой формы тифа, санитарный поезд привёз его на станцию Филоново, где его забрали родные. На этом закончилась его борьба против фашистских захватчиков.
Трудно было жить ему без ног. Первое время он передвигался на коляске, а потом, уже, будучи в годах, он нашёл в себе силы и научился ходить на протезах. Часто с тросточкой в руках его встречали знакомые и друзья. Таких хороших, отважных людей, как Илья Тимофеевич Локтионов, было много в нашем районе. Благодаря им, мы живём счастливо. Но с каждым годом ветеранов всё меньше и меньше.
7 января 1995 года Илья Тимофеевич умер. Вечная ему память, он останется в наших сердцах навсегда.
Автор: Цымбал Анастасия, ученица 9 класса, МКОУ Новоаннинской ОШ № 2.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!