Эта дорога была всегда в строю: и днём, и ночью, и в пургу, и в мороз, под артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Самоотверженно выполняли свой долг: дорожники, регулировщики, автомобилисты, мостовики, медики, связисты, зенитчики, бойцы рабочих батальонов.По ней доставлялись продукты питания, тёплая одежда, письма – всё необходимое для защитников и мирных людей Ленинграда. Суточная норма хлеба рабочим выдавалась по 250 граммов, а женщинам и детям – по 125 граммов.
Сейчас, когда так мало осталось живых свидетелей тех лет, участников священной войны, особенно ценны и интересны нам воспоминания героев. Изучая текущий архив техникума, мне в руки попало личное дело Даниловой Полины Андреевны. Эта женщина,проработавшая в нашем техникуме 10 лет медсестрой, прошла страшные годы войны и блокаду Ленинграда, а так же дошла до Германии.
После того как 22июня 1941 года войска нацисткой Германии вторглись в пределы России, жизнь всего советского народа была подчинена войне. Многие добровольцами ушли на фронт. Полина Андреевна была призвана в Красную Армию 24 ноября 1941 г., спустя два дня после того, как по «Дороге жизни» пошли первые машины.Служить ей пришлось вшестом отдельном рабочем батальоне военным фельдшером станции Кобона на «Дороге жизни» Ладоги (Ленинградский фронт).
Данилова Полина Андреевна родилась 14 мая 1923 г. в деревне Кривцово Мошенского района Новгородской области в семье крестьянина. Будущая участница Великой Отечественной войны рано познала трудности жизни, с юных лет ей пришлось приобщится к нелёгкому крестьянскому труду. Родители – Тарасовы Андрей Тарасович и Людмила Андреевна – занимались крестьянским трудом. Сёстры: Мария, Анастасия, Полина, братик Павел – помогали, поддерживали своих родителей. Первоначальное образование Полина получила в семилетней школе своей деревни. Окончив семь классов, поехала учится в фельдшерско-акушерскую школу города Борович Ленинградской области. До начала войны работала фельдшером городской поликлиники города Малая Вишера той же области.
Шестому батальону Полины Андреевны приходилось практически выживать. В службе Полины Андреевны бывало всякое. Вот так вспоминала Полина Андреевна эти суровые годы: «Ладогу бомбили по 5-6 раз в день. Порой до ста самолётов вылетало с вражеского аэродрома. Наши «ястребки» встречали немецкие бомбардировщики огнём, но те всё равно прорывались к железнодорожным станциям и сбрасывали свой смертельный груз. Нам надо было следить за порядком и чистотой в землянках и на кухне, работали по 12-18 часов в день. Каждый день сдавали сведения о батальонах, раненых, направленных в госпитали. На Ладоге иногда были штормы до 12 баллов. В хорошую погоду грузили баржи – все под прицельным огнём врага… В музее на «дороге жизни», который находится недалеко от Разорванного Кольца, возможно сохранились те фотографии наших солдат».
Летом, когда солдаты грузили баржу, Полина Андреевна была на пирсе. Вдруг она услышала гул немецких самолётов, которые летели из Шлиссербурга. Началась бомбёжка. Военфельдшер побежала по пирсу, но, не успев добежать до берега, бросилась ничком, зацепившись крепко за пирс. Вражеский самолёт в то время развернулся и сбросил бомбу между двумя пирсами. Взрыв контузил её, она потеряла сознание. Бывали в жизни Полины и раньше моменты, когда смерть подходила слишком близко. Но в этот раз было страшно. Через некоторое время её заметили солдаты с катера, забрали намертво прикованную за пирс и увезли подальше от берега, так как бомбили у пирса чаще, чем на воде. Когда бомбить перестали, Полину привезли обратно, где её уже искали свои солдаты. Узнав, что она жива, все очень обрадовались и даже пошутили: «Наша Полинка лёгкая, как пушинка, мы думали, что её смыло волной к другому пирсу». «Когда после вражеских налётов все оставались целы, мы всегда смеялись и шутили. Но на войнене бывает без жертв. Случалось нам хоронить своих товарищей».
Однажды Полина Андреевна снимала пробу в полевой кухне и повар дядя Вася пытался уговорить её остаться пообедать вместе. Видимо, Полина что-то почувствовала, отказавшись. После того как она вышла на улицу, налетели немецкие бомбардировщики. Укрывшись в траншее, услышала только мощный взрыв – чувство было такое, будто началось землетрясение. Очнувшись после взрыва, она выбежала из своего укрытия и увидела то, от чего у неё сразу подкосились ноги – кухни не было. Была только одна огромная зияющая воронка. Трудно и сейчас описать те чувства, какие испытала молоденькая девушка: всего лишь несколько минут назад с ней разговаривали её друзья, они были живы, улыбчивыи не думали о том, что смерть уже совсем близко подлетела к ним. Её опять повезло – осталась жить.
Как-то раз рота выгружала с вагона мешки, и солдаты попросили молодого военфельдшера Полину помочь им. Конечно же, эта непоседливая, отзывчивая девушка согласилась. В это время мимо проходил генерал Шилов. Увидев, что такая юная особа несёт 70-килограммовый мешок, подтолкнул слегка сади. Полина, даже не догадываясь, что это был генерал, шутливо отмахнулась от него и немного поворчала. Когда они дошли до места, генерал Шилов, Сбросив мешок на землю, подтянул Полинку за ухо и пригрозил: «Ах, ты, сопливая девочка! У тебя есть санитарная сумка, вот и таскай её!». Затем привёл в теплушку, где сидели офицеры, и, спросив, чей это военфельдшер, приказал наказать её по всей строгости. Все сидящие офицеры подумали, что если уж сам генерал выругал Полину, значит. Она что-то натворила. Но потом, узнав всю историю, долго смеялись над ней.
Служить Полине Даниловой в шестом ОРБ пришлось не долго, всего два года – с ноября 1941 г. по сентябрь 1943 г. После расформирования «дороги жизни» Полина Андреевна была направлена на Белорусский фронт военфельдшером в 128 отдельный дорожно-эксплуатационный батальон 2-ой ударной армии, который занимался строительством дорог и регулированием направления советских войск. Здесь тоже было много героических и скорбных минут и часов.
Однажды вторая армия вела бои за Нарву. Отступом фашисты разбили мост, который надо было восстановить. Солдаты шли в наступлении по одну сторону реки, а вся техника, длиной около двух километров, стояла по другую сторону моста. С воздуха фашистские самолёты сбрасывали бомбы на неподвижно стоявшую технику, наши самолёты пытались мешать им это делать. Бомбы рвались по обе стороны моста. В этих условиях надо было немедленно восстанавливать мост. В это время подъехал командующий Ленинградским фронтом Говоров Леонид Александрович. Он попросил переправить его машину, приказав восстановить мост за 50 минут. Когда мост был готов, он увидел боевой листок, написанный Полиной, где были отмечены лучшие строители 128 роты ОДЭБ и положения о возвращении с боевых заданий живыми. Генерал просил подойти автора этого листка, долго смотрел Полине в глаза, положил руку на её плечё, прижал к себе и сказал:
«Милая девушка, не здесь бы тебе быть в эти минуты, но поверь, будет праздник и на твоей улице!»
- эти слова Полина Андреевна вспоминает каждый год в День Победы.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!