Недавно снова рассматривал семейные реликвии и понял, что создание музея семейных реликвий обязывает знать о них все: откуда родом, при каких обстоятельствах попали в нашу семью, в чем ценность их сохранения.
Немецкая фарфоровая тарелка стала одним из первых исследованных экспонатов семейного музея. Обстоятельства ее появления в семье выяснил из воспоминаний прадеда Коновалова Степана Еремеевича.
Но мне этого оказалась мало. Стало интересно узнать ее происхождение, ее историю.
Расшифровка клейма на фарфоровой тарелке позволила определить, что данное изделие произведено на фарфоровом заводе в городе Арцберг, Бавария, Германия. Марка использовалась фабрикой «Porzellanfabrik Theodor Lehmann (1890-1972)» в период с 1927 по1981год.
Теодор Леманн и Россберг в 1890г. основали фабрику фарфора в Арцберге с обычным для того времени ассортиментом: изделия повседневного пользования, декоративный фарфор, чайные и кофейные сервизы. В 1899г. Россберг вышел из дела, а Леманн, спустя пять лет, в 1904г. принял решение продать фабрику, которая стала одним из отделений Шёнвальдской, затем перешла к фабрике в Кале, а с 1972г. входит в концерн Хученройтера.
Эскизы дизайна сервизов для этой фабрики выполняли известные художники своего времени. Здесь работали в начале XX века такие звезды, как один из основателей Bauhaus Walter Gropius (Уолтер Гропиус), Albert Caasmann.
Это вообще очень характерная особенность политики немецких фарфоровых производителей, не зависимо от того, крупная это фирма или небольшая фарфоровая мануфактура – привлечение для разработки дизайна посуды известных художников.
Благодаря этому фарфоровая фабрика в Azberg на протяжении своей истории в XX веке не раз становилась явным лидером и первопроходцем на рынке фарфора.
Первый раз это произошло в 1931 году, когда по эскизам Hermann Gretsch был выпущен сервиз форма 1382. Второй раз Arzberg оказался в лидерах, пригласив к сотрудничеству Heinrich Löffelhardt. Это событие пришлось на 50-е годы двадцатого века - период концептуального переворота в дизайне вещей для дома.
Период второй мировой и Великой Отечественной войн приходится как раз на период лидерства фарфоровых производителей в Arzberg.
Авторы предлагаемой работы выяснили, что с 1936 года именно фарфоровая фабрика в Arzberg, как один из фаворитов, производила посуду для немецких офицеров люфтваффе. Люфтваффе (нем. Luftwaffe — воздушные силы) - название германских военно-воздушных сил в составах Рейхсвера, Вермахта и Бундесвера. В русском языке это название обычно применяется к ВВС вермахта (1933-1945).
Этот факт подтверждает люфтовое клеймо, которое ставилось как принадлежность посуды к определённой организации. С приходом к власти Гитлера на такой посуде появилась и свастика. Люфт с немецкого «Luft» буквально переводится как «воздух».
В дни Сталинградской битвы войска Люфтваффе являлись организаторами "воздушного моста" в Сталинградский "котел".
19 ноября 1942 года войска Сталинградского и Донского фронтов перешли в наступление и через несколько дней замкнули кольцо окружения вокруг двадцати двух дивизий 4-й танковой и 6-й полевой армий Вермахта. 24 ноября 1942 года Гитлер принял окончательное решение относительно судьбы Сталинградской группировки Вермахта. Шестая армия должна была стойко удерживать район города. Залогом удержания 6-й армией своих позиций являлось бесперебойное снабжение ее войск всем необходимым по воздуху, что прекрасно понимало германское верховное командование.
Еще поздним вечером 23 ноября (т.е. ещё до решения Гитлера) рейхсмаршал Геринг провел в Берлине совещание с участием высших чинов Люфтваффе. На нем впервые прозвучала цифра 350 тонн в день, которую мог гарантировать "воздушный мост". Тем же вечером было дано указание мобилизовать все боеспособные Ju-52, Не-111 и Ju-86 находившиеся в школах, штабах и учреждениях центрального подчинения. Управление «воздушным мостом» осуществлялось до 16 января 1943 года.
Внутри "котла" окруженные располагали несколькими бывшими советскими базами и аэродромами.
Степан Еремеевич Коновалов вспоминал, что землянка, в которой укрывалась с детьми Татьяна Флорентьевна Коновалова, располагалась в поселке «Второй километр», прямо у школы № 41, в которой учился Степан Еремеевич.
В годы Сталинградской битвы в здании школы располагался немецкий госпиталь, в котором работали и проходили лечение летчики Люфтваффе. Сейчас здание школы восстановлено, в нем теперь находится детский сад.
Отсюда авторы работы предполагают, что, возможно, немецкий офицер, проявивший жест гуманности по отношению к семье Коноваловых принадлежал именно к подразделению войск Люфтваффе, имел отношение к деятельности немецкого госпиталя.
О чем же рассказала, к каким выводам привела семейная реликвия в виде немецкой фарфоровой тарелки в роду Карандашевых - Коноваловых?
1. В рамках противоречия между членами рода Карандашевых – Коноваловых следует примкнуть к мнению Коноваловой Татьяны Флорентьевны (прапрабабушка автора данной работы) и Коноваловой (Карташовой) Раисы Яковлевны (прабабушка автора данной работы, жена Коновалова Степана Еремеевича), что сохранение немецких реликвий не является кощунственным.
2. В этой связи убедительно звучат слова профессора Карла Дибича, произнесенные на открытии выставочного зала фабрики Allach в Берлине на Лейпцигштрассе 13 1 апреля 1939 года: «Народ существует, пока живы свидетельства его культуры. Мы хорошо понимаем, что всё, что мы делаем, будет тщательнейшим образом исследовано теми, кто придёт после нас. И мы не хотим, чтобы последующие поколения оценили нашу работу плохо».
3. Именно мы, представители послевоенного поколения, понимая, что культура не имеет национальных границ, благодаря сохраненным реликвиям можем оценить качество изделий фабрики, мастерство и усилия немецких изготовителей фарфора, реализовать возможности диалога культур.
4. Исследуемый столовый прибор в виде фарфоровой тарелки является предметом «идеологического фарфора». «Идеологический фарфор» адресовался высокопоставленным военным чинам Германии, а также особо отличившимся рядовым членам военной организации. Идеологические тарелки были исключительно белыми, что объясняется национал-социалистическим представлением об исключительной ценности и благородности именно белого фарфора.
5. Безусловно, ценно и то, что изучение названной семейной реликвии открыло авторам работы еще одну подробность Сталинградской битвы. Четырнадцатилетним мальчишкой прадед автора предлагаемой работы Степан Еремеевич узнал, как выглядит война. Оставляя нам свои воспоминания, он сказал: «Вспоминаю войну, и на душе становится то очень тяжело, то мягко. То радуюсь я, то грусть глубокая».
Это смятение в мыслях и чувствах Степана Еремеевича понятно. Он своими глазами видел, как фашистские стервятники нагло летели вдоль города, создавая устрашающий визг, вой, грохот. Мощные взрывы тяжелых бомб постоянно сотрясали землю и воздух. Охваченные ужасом люди, по рассказам Степана Еремеевича, пытались спрятаться в первых попавшихся укрытиях. Спасались в наспех вырытых небольших землянках, как та, в которой находилась Татьяна Флорентьевна с детьми.
Но встречались в стане врага и такие, как тот немецкий офицер, который протянул руку помощи представителям рода Карандашевых - Коноваловых. Этот фрагмент из жизни семьи, о котором напоминает реликвия в виде фарфоровой тарелки, показывает, что гуманность на войне никто не отменял. И, хотя гуманность не возобладала по сравнению с жестоким отношением немцев к советским людям, говорить о таких моментах необходимо в назидание последующим поколениям.
Семейная реликвия - военный трофей (Ч1)
Ученик 9а класса, Карандашев Тимур, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 Краснооктябрьского района города Волгограда.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!