Военные реликвии - это предметы, хранимые и особо чтимые как память о знаменательных событиях в военной истории страны. И, несмотря на то, что у нас в руках немецкая фарфоровая статуэтка балерины, мы сразу понимаем, что она оказалась в роду Карандашевых - Коноваловых не из-за того, что этот военный трофей результат агрессии нашей страны, а как раз наоборот, это напоминание о том, какой ценой была добыта победа в этой несправедливой и ужасной войне, это напоминание доблести и отваги нашей армии.
В процессе поисков достоверных сведений об этой статуэтки авторы предлагаемой работы обратились к расшифровке клейма, помещенного на ее основании.
Необходимую информацию обнаружили в бюллетене «I Библиотека любителей старины. Фарфор и Фаянс. Указатель марок», выпуски № 1 и 2.
Клеймо на статуэтке балерины указывает на принадлежность этого изделия к предприятию «Unger, Schneider & Co., Grafenthal, Thuringia», Германия. Предприятие основано в 1859 году. Основатели: предприниматель Карл Шнайдер (Carl Schneider), некоторое время работавший на заводе Wallendorf, художник Карл Унгер (Karl Unger) и бизнесмен Герман Хоченройтер (Hermann Hutschenreuther). В начале своей деятельности предприятие производило посуду, кухонные принадлежности и детскую миниатюрную посудку для игр. Посуда в своей основе была оформлена цветом синий кобальт, иногда с элементами золочения. Предприятие усиленно развивало новые идеи и формы изделий, за что и получили свою первую награду в 1875 году.
Позднее в 1882 году Карл Унгер вместе со своим приятелем Бернхардом Шилде (Bernhard Schilde), организовывают другое предприятие, которое работает само по себе и становится известным как Porzellanfabrik Unger & Schilde в Roschütz. После смерти Карла Шнайдера его место занимает сын - Павел и предприятие работает уже под новым руководством. В 1886 году предприятие покидает Герман Хоченройтер, и Павел продолжает работу в качестве единого владельца завода. После смерти Павла Шнайдера в 1912 году, предприятием остался руководить Вильгельм Ведель (Wilhelm Wedel), присоеденившийся к предприятию в 1889 году. Ему удалось структуризировать предприятие и продолжить работу завода. В 1951 году предприятие было национализировано и вошло в состав «V.E.B. Porzellanfiguren Gräfenthal» объединившись вместе с Carl Scheidig K.G. завод начал выпускать только фарфоровые фигуры, куклы. «V.E.B. Porzellanfiguren Gräfenthal» было распущено в 1972 году. А сам завод Carl Scheidig K.G. был полностью закрыт в 1973 году.
Представленные клейма предприятия в разные периоды своего существования. Клеймо, которое присутствует на исследуемой фарфоровой статуэтке балерины, использовалось с 1886 года и вплоть до закрытия предприятия в 1973 году.
Все глубже погружаясь в контакт с материальным свидетельством семейной истории Карандашевых – Коноваловых, представленным статуэткой балерины, авторы данной работы отдали дань уважения немецкой культуре изготовления фарфора, создали условия для примирения понятий «трофей» и «реликвия».
Уже не первое столетие качественный фарфор считается признаком утонченного вкуса и роскоши. Фарфоровые фигурки в XX веке пользовались большой популярностью. Впрочем, популярность они обрели еще в то время, как появились - более 200 лет назад. Германия является родиной наиболее ценимых европейских фарфоровых статуэток. И неудивительно, что немецкий офицер, у которого в кабинете и обнаружил Ришад Садыкович это изделие, видимо, был человеком с хорошим вкусом, ценил эту статуэтку. Кроме того, немецкая фарфоровая посуда и фигурки были показателем крайне высокого уровня достатка и положения семьи, что, безусловно, позволяет нам причислить к таковым и семью хозяина статуэтки. Немецкий фарфор хрупок, практически невесом и будто светится изнутри, завораживая и вызывая искреннее восхищение.
Немецкий фарфор, в отличие от японского и китайского, обладает глубоким белоснежным или молочным цветом. Германия сумела произвести свою собственную разновидность фарфора, которая стала известна во всем мире.
Особой популярностью пользовался и пользуется немецкие фарфоровые статуэтки из кружевного фарфора. Исследуемая авторами данной работы статуэтка балерины относится как раз к этой разновидности фарфора.
Свое название кружевной фарфор получил благодаря легкости и изяществу, а также сходству с настоящим плетеным кружевом. Чаще всего кружевные фарфоровые статуэтки из Германии предстают перед нами в виде девочек и девушек, нередко балерин или танцовщиц, в пышных, воздушных платьях, которые состоят из тончайшего кружева с мелкими-мелкими дырочками. А специально подобранные нежные цвета, такие как зеленый, позолоченный или голубой, делают эти фигурки еще более легкими, нежными и невесомыми. Такие статуэтки, как утверждают исследователи немецкого фарфора Борок и Дулькина, производили в 20 веке только лишь в Германии. За свою уникальность и необычность они высоко ценились и ценятся во всем мире.
Вот на полке у камина
Из фарфора балерины
Полукругом все стоят,
Друг на друга не глядят.
Словно замерло мгновенье
Красоты их рук движений,
Грациозности осанки,
Лёгкой поступи... А значит,
Что, когда они очнутся,
Снова вместе все сойдутся
В дивном танце, сотни лет
Представляющем балет
Т.Маршалова
Фарфоровая статуэтка балерины, привезенная Ришадом Садыковичем Карандашевым из Германии, стала достойным экспонатом музея семейных реликвий Карандашевых - Коноваловых. Прошло много лет, прадеда Ришада давно нет в живых, но его социальная наследственность жива в его потомках: мужество и самоотверженность в борьбе с врагом, открытие новой страницы познания и ценностей через привезенную им реликвию:
1. Благодаря изучению реликвии - трофея в виде фарфоровой статуэтки балерины в семейной среде Карандашевых - Коноваловых не прекратился процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколением. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче нам, детям и внукам, богатейшего духовного опыта, формированию чувств, убеждений, поведения.
2. Бережно держа в руках эту изумительную статуэтку, мы, младшее поколение семьи Карандашевых - Коноваловых, можем воочию увидеть и рассказать об особенностях немецкого фарфора, о значении клейма на изделии. Наличие реликвии мотивировало нас к такого рода деятельности.
3. Исследование названной реликвии еще раз убедило авторов предлагаемой работы, что культура не имеет национальных границ. Карандашев Ришад Садыкович, как представитель татарской культуры, смог оценить достоинства частицы культуры немецкой. Его правнук, Карандашев Тимур Русланович, также приоткрыл этот мир благодаря прадеду.
4. С выцветшей фотографии, хранящейся в семейном альбоме, на нас смотрит молодое лицо прадедушки.
Она рассказывает нам вместе с реликвией об его нелёгкой военной жизни, в которой было место не только радости, но и горечи утрат. Таким он пошёл защищать нашу страну от гитлеровских захватчиков, геройски дойдя до Берлина. Светлый образ Карандашева Ришада Садыковича хранится в наших благородных сердцах.
Ученик 9а класса, Карандашев Тимур, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 Краснооктябрьского района города Волгограда.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!