Дал клятву я: жизнь посвятить народу,
Стране своей - отчизне всех отчизн.
Для этого, хотя бы жил столетья,
Ты разве бы свою не отдал жизнь?!
Мой друг, жизнь наша - лишь только искра
Всей жизни родины - страны побед.
Пусть мы погаснем - от бесстрашной смерти
В Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.
Муса Джалиль
C этих строк началось мое знакомство с творчеством великого человека, поэта, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Мусы Джалиля.
В преддверии 70 – летия Победы советского народа над фашизмом в средствах массовой информации, в Интернете появляется огромное количество художественного и документального материала о военных операциях, солдатах и офицерах, но практически ничего о людях искусства и литературы. Слово и пуля в нашей истории всегда шли бок о бок. Одни воевали, другие поддерживали моральный дух, мобилизуя на ратные и трудовые подвиги. На всех фронтах читали патриотические статьи Ильи Эренбурга, стихи Константина Симонова и Анны Ахматовой, поэму Александра Твардовского «Василий Теркин». В этом ряду особняком стоит имя поэта, свои стихи писавшего в плену.
Я проследил жизненный путь человека, направившего свой талант на поддержку товарищей по плену. Не предавшего себя и свою Музу.
Применяя такие методы научно – исследовательской работы, как анализ творчества Мусы Джалиля, изучение периода Великой Отечественной войны 1942 – 1944 годов, проведение социологического опроса студентов и родителей, я пришел к выводу, что в нашей истории на самом деле «поэт в России всегда больше, чем поэт».
В начале работы я предложил ответить на некоторые вопросы студентов Кузнецкого колледжа электронной техники и Кузнецкого музыкального колледжа; родителей 2 и 3 курсов.
Было опрошено: 240 человек
1 курс – 60
2 курс – 50
3 курс – 36
4 курс – 30
Родители 2-3 курса - 64
Предлагаю вашему вниманию вопросы и ответы:
1.Знакомы ли вы с поэзией Великой Отечественной войны?
На первом курсе ответили положительно 20 %, лучше всех знают поэзию данного периода родители -50%
2.Кто из советских поэтов воевал в годы Великой Отечественной войны?
То, что воевали и Асадов, и Твардовский, и Джалиль, знает только 4 курс.
3.Кто является автором стихотворения «Смерть сапера»?
С поэзией Бориса Пастернака не знакомы родители и 4 курс
4. «Нет, ребята, я не гордый…». Кому принадлежат данные строки?
Поэму Твардовского «Василий Теркин» читали большинство
5.Кто из перечисленных поэтов был казнен нацистами в Берлине 25
августа 1944 года?
Кроме студентов 2 курса, остальные знают о трагической гибели Мусы Джалиля
В целом, результаты анкетирования удовлетворительные.
Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии 15 февраля 1906 года в небогатой крестьянской семье.
Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира, с детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках, позднее работал приказчиком.
Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего поэта оказала его мать Рахима-Апа. Спокойная, тихая, уравновешенная, полная противополож-ность Мустафе-абзы, темпераментному, вспыльчивому, легко подверженному неожиданным перепадам настроения, - она обладала бесконечным терпением и стойкостью.
С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб, где за год овладел азами грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из Корана. В Оренбурге Мустафе Залилову удалось устроить сына в медресе «Хусаиния» – мусульманское учебное заведение типа духовной семинарии.
Бурное богатое событиями время способствовало идейному раннему созреванию будущего поэта. В начале 1917 года одиннадцатилетний Муса пишет стихотворение, в котором говорит о первой мировой войне как о бессмысленной бойне, ежедневно уносящей тысячи жизней, и посылает его в редакцию татарской газеты «Вакыт» («Время»). Стихотворение, конечно, осталось не напечатанным. Позднее Муса вернулся к нему, обличительным пафосом подчеркнув свое сочувствие народным массам ( стихотворение «На войне», 1920).
Весной 1919 года, когда в окруженном белогвардейцами Оренбурге возникла комсомольская организация, тринадцатилетний Муса записывается в ряды Коммунистического Союза молодежи, рвется на фронт. Но в отряд его не берут: маленький, щуплый, он выглядит совсем мальчишкой.
В 1920 году по инициативе Мусы в Мустафино возникает комсомольская ячейка. Кипучий, деятельный по натуре, Муса становится признанным вожаком сельской молодежи.
В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах Мусы умерли от голода двое его братишек. Чтобы не быть семье в тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он «ел что попало, ночевал где придется, воровал».[2.10] Позднее с помощью одного из сотрудников красноармейской газеты «Кызыл Юлдуз» (в ней были напечатаны его первые стихи) Муса стал курсантом Оренбургской военно-партийной школы, а затем – студентом ТИНО (Татарского института народного образования), созданного на базе медресе «Хусаиния».
Позднее Джалиль - участник Гражданской войны. Воевал с Дутовым.
До нас дошло несколько толстых общих тетрадей 1918-1921 годов со стихами, рассказами, пьесами Мусы и сделанными им записями народных песен, сказок и легенд. Значительная часть стихотворений этого периода осталась не напечатанной при жизни поэта. Но и по ним можно получить некоторое представление об этапах творческого возмужания Джалиля.
Уже с самых первых стихов чувствуется стихийный демократизм начинающего автора. Выходец из низов, немало хлебнувший в своей жизни и горя, и нужды, знающий цену куску хлеба насущного, на себе испытавший презрительно-высокомерное отношение байских сынков к нему, сыну старьевщика, лишь из милости взятому на казенный кошт в медресе, Муса с искренним сочувствием относится к народу.
Жизнь моя для народа, все силы ему,
Я хочу, чтоб и песня служила ему.
За народ свой я голову, может, сложу –
Собираюсь служить до могилы ему.
(«Слово поэта свободы»)
В 1929 году поэт доработал поэму, сняв излишний мелодраматизм некоторых сцен и эпизодов. С этого времени поэма печатается под названием «Пройденные пути» (в русском переводе – «Минувшие годы»).
После окончания Гражданской войны он активно участвует в организации первых пионерских отрядов, пишет детские стихи и пьесы. Его избирают членом Бюро Татаро-Башкирской секции ЦК комсомола и направляют в Москву. Здесь он поступает на филологический факультет МГУ. Его стихи, которые он писал на родном языке, читались в переводах на университетских вечерах и пользовались большим успехом. По окончании университета в 1931 году его направляют в Казань, где он целиком отдаётся творческой работе и общественной деятельности. В 1939 году его избирают председателем Союза писателей Татарской АССР и депутатом городского Совета. Как писатель (литературный псевдоним Муса Джалиль) он работает практически во всех литературных жанрах: пишет песни, стихи, поэмы, пьесы, публицистику, собирает материал для романа о комсомоле. На основе его поэм «Алтын Чэч» и «Иль дар» композитор Н.Жиганов написал оперы (последняя из них удостоена Сталинской премии).
На своем пути к зрелости и мастерству Муса Джалиль прошел несколько этапов. С некоторой долей условности их можно ограничить следующими хронологическими рамками:
- ранний период(1918-1923),
- путь к зрелости (1924-1932),
- довоенный период(1933-1940),
- поэзия периода Великой Отечественной войны
Сам поэт не раз подчеркивал, что новый этап в его творчестве начинается с 1924 года: «В годы рабфака в моем творчестве наметился переворот. В 1924 году я стал писать совсем иначе».[8] Поэтому мы смело называем эту дату началом зрелости.
Когда началась Великая Отечественная война, поэт был призван в армию. 13 июля 1941 года он попал в формирующийся под Казанью артиллерийский полк «конным разведчиком». Окончил курсы политсостава. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах.
Был корреспондентом армейской газеты «Отвага» 2-й ударной армии на Волховский фронте. Той самой второй ударной армии, командующий которой генерал Власов не только сам сдался в плен фашистам, но и предал вверенных ему людей.
Написанное Джалилем в первые месяцы войны вошло в сборник «Клятва артиллериста» (1942).
Некоторое время от Джалиля еще приходили письма. А с июля 1942 года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что Муса пропал без вести.
26 июня 1942 года старший политрук Залилов М.М. с группой солдат и офицеров, пробиваясь из окружения, попал в засаду гитлеровцев. В завязавшемся бою был тяжело ранен в грудь и в бессознательном состоянии попал в плен.
Для того, чтобы иметь возможность продолжать участвовать в борьбе с врагом, Джалиль вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». В Едлиньске около Радома (Польша), где формировался легион «Идель-Урал», Муса организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных.
Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольной организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)», возглавлявшейся Н. С. Бушмановым.
Сформированный первым 825-й батальон легиона «Идель-Урал», направленный в Витебск, поднял восстание 21 февраля 1943 г., в ходе которого часть бойцов (ок. 500-600 чел.) покинула расположение части и с оружием в руках присоединились к белорусским партизанам. Личный состав остальных 6 батальонов легиона, при попытке использовать их в боевых действиях, также часто переходил на сторону РККА и партизан.
В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных.
Тогда он был приговорён к смерти. 25 августа 1944 года казнён на гильотине в тюрьме Плётцензее в Берлине.
Долгие тридцать лет Мусу Джалиля называли предателем и изменником. Только в 1975 году ему присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Моабитские тетради со стихами 1942 -1944 годов, переданные Советскому командованию, стали достоянием общественности уже после войны.Первая песня Мусы Джалиля была призывом к подвигу. Через двадцать пять лет он повторит те же самые слова в застенках фашистской тюрьмы:
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Сегодня Муса Джалиль – символ поэта и гражданина и Татарстана, и России в целом.
Мой опрос показал, что его стихи знают люди разных поколений. А его мужество еще раз доказывает гипотезу работы: верность выражения Евгения Евтушенко:
«Поэт в России больше, чем поэт».
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!