Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

22 января - 1942 год

Яков Натанович Полонский

Сивочка живет сейчас в комнате у Цили. Я решил ее сегодня навестить. Увольнительная у меня с 4-х часов дня. Я нарочно вышел засветло, чтобы легче было идти по незнакомому маршруту. Около нас Андреевский рынок, это маленькая, огороженная домами и забором площадка, на которой размещено несколько ларьков. Люди не помещаются на рыночной площадке, и человеческая толпа заполнила тротуар и мостовую Малого проспекта. Здесь санки с охапкой дров, 1-2 пачки папирос, пара свечей, пачка кофе, коробок спичек, 100гр. хлеба - вот предметы оживлённого торга и обмена. Когда я поравнялся с толпой, одна женщина возмущённо говорила:

«за 100 грамм хлеба он требует 50 рублей, хоть бы 40, а то слыханное ли это дело!»

Я шел не торопясь, приглядываясь во всем встречным. Люди передвигались медленно. У взрослых лицо было кого-то землистого оттенка у некоторых совсем черное. Может быть, это были следы копоти и сажи от буржуек к коптилок. Печать усталости и немой покорности лежала на лицах. Дети встречались различные Я редко видел упитанных, розовощёких, пухленьких - это преимущественно дети младшего возраста. Дети постарше были чаще истощенными. Бледные лица с синеватыми прожилками вен, с мешками под глазами, вялые, апатичные...

Я не знал дороги и долго блуждал по улицам и переулкам. На улице Мира я увидел горящий дом. Пламя огромной лавиной вырывалось через окно верхнего этажа, пробивалось через крышу. Как ска¬зала мне встречная женщина, пожар этот начался ещё утром. Дом большой, пятиэтажный, фасад его выходит на другую улицу. На заднем дворе, открывавшемся на улицу Мира, было тихо, ни суетни, ни людской толпы.

Две женщины деловито тащили ножную швейную машину, останавливались для отдыха и вновь несли. Через дорогу протянуто два пожарных шланга, но пожарных видно не было. Либо они были в здании, либо со стороны фасада.

Пока пришёл к Сивочке, наступили сумерки. В коридоре совсем тихо - все окна забиты фанерой. Добрался. Сивочка хлопочет у новоприобретённой печурки. Эта печурка дорого ей обошлась. Она заплатила за нее килограмм черного хлеба, отдавая его по частям, по 200 грамм. Четыре дня она не ела хлеба, отдавая весь свой паек. Осталось отдать последние 200 грамм - еще один день без хлеба.

Она очень обрадовалась моему приходу. С утра она еще нечего не ела и теперь захлопотала с обедом. Я колол дровишки и поддерживал огонь в печке, Сивочка варила. Суп был приготовлен из коробки лапши с мясом. Из остатков белой и ржаной муки приготовили оладьи. И в заключение пили черное кофе. Хлеб и сахар я принес с собой, сэкономленные за два завтрака. Но гвоздем нашего пиршества явился студень, приготовленный из столярного клея. Я ел с удовольствием это экзотическое блюдо, и мне показалось оно очень вкусным.

БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК ЯКОВА НАТАНОВИЧА ПОЛОНСКОГО




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 886847 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране