В своём сочинении я хочу рассказать о русской женщине, которая, не смотря на все невзгоды,внесла огромный вклад в победу над фашизмом.
Елена Павловна Брыкина (1899-1985 г.г.) родилась в хуторе Фоменково, который находится вблизи поселка Красный Яр. Вышла замуж за Брыкина Захара Петровича. Родила троих сыновей Василия, Ивана, Степана и дочь Марию. Но внезапно нагрянула война. Мужа, а вслед и старшего сына призвали на фронт.
Елена Павловна заменила главу семьи на колхозной пасеке.
От родных изредка приходили весточки. А когда долго не было известий, усталая колхозница поздно вечером после ужина доставала из сокровенного уголка шкафа перевязанную тесьмой стопку фронтовых писем со штемпелями полевой почты. Разложив их на столе,при свете керосиновой лампы перечитывала детям написанные карандашом неровные строчки.
С фронта поступали безрадостные вести. Причитали, проклиная Гитлера, колхозницы, получившие похоронки. Вся страна тяжело переживала горечь первых поражений, но держалась стойко и, потеряв счёт времени, днём и ночью натужно работала, обеспечивая Красную Армию оружием, питанием, обмундированием.
Однажды поздно вечером, уложив детей спать, мать разложила на столе фронтовые письма, стала их перечитывать. За окном послышался шум мотора, а вскоре в дверь вошли двое - председатель райисполкома Иван Федорович Брыкин, двоюродный племянник её мужа, и первый секретарь райкома партии Крайнюк. Они иногда заходили в этот дом узнать, что пишут муж и сын, как управляется Елена Павловна, с колхозной и своей пасеками.
-Тяжко им там на фронте-то. Ох, как тяжко! – вздохнула женщина и подала недавно полученное письмо от сына. – Нам тут трудно, а им еще тяжелее - ведь смерть за плечами стоит постоянно. Я бы не знаю, что сделала, только бы с нашей земли эту погань скорее вышвырнули.
- Я тебе,Павловна, скажу, что бы ты могла сделать для ускорения победы над Гитлером: купи-ка ты самолет, - сказал председатель райисполкома.
Да ты что, Иван Фёдорыч? – опешила колхозница. – Зачем он мне аэроплан-то? – А потом, обидевшись, добавила: - Хоть, и родственник ты, но я тебе вот что скажу: нехорошо так шутить – не к месту и не ко времени это.
-А я и не шучу – спокойно ответил Брыкин. – небось, слыхала про саратовского колхозника Ферапонта Головатого? Сто тысяч рублей сдал на постройку боевого самолета. А он такой же пчеловод, как и вы с Захаром Петровичем.
- Что ж, коли так, куплю аэроплан, - ответила женщина. – Да я не только мед, кормилицу-корову со двора сведу и продам – лишь бы помочь нашей Красной Армии скорее одолеть проклятого врага! Ради святого дела ничего не пожалею!
Уехало районное начальство, а хозяйка все сидела на стуле, положив отяжелевшие от труда руки на треугольные письма. Смотрела на желтоватый язычок керосиновой лампы и все думала нелегкую свою думу. Тревога за жизнь мужа и старшего сына была постоянной, она преследовала ее всюду и приглушалась лишь в те дни, когда с фронта приходили дорогие сердцу весточки! И тогда изнурительная работа в колхозе и дома казалась не такой тяжелой, не так сильно ныли натруженные руки и спина.
В одном из писем с фронта Захар Петрович писал: «Дорогая моя, Алена! Будет и на нашей улице праздник. Мы победим, так что продавай, моя милая, мед и заказывай музыку. Будешь встречать нас с Васей, когда вернемся домой с победой!..» Ласковыми, бодрыми и уверенными были письма мужа.
А на утро, когда забрезжил рассвет, подняла она свою дочь и сказала: «Собирайся, Марусенька, на базар с дедом в Камышин мед продавать. Аэроплан для фронта покупать будем, чтоб того паразита Гитлера скорее разбили, что бы твой отец с победой до хаты быстрей возвернулся…»
Вырученных от продажи меда денег было не достаточно. Тогда Елена Павловна стала распродавать продукты, полученные в колхозе по дополнительной оплате, затем - запасы зерна и картошки. А когда и этого было мало, продала овец. «Лишь бы была победа наша! - говорила она людям - тогда и живность с Захарушкой во дворе снова заведем»
И вот, наконец, в отделении госбанка оформлена квитанция, которая свидетельствовала о том, что Елена Павловна Брыкина сдала в фонд помощи фронту 100 тысяч рублей личных сбережений и написала своё обращение к народу.
Ее примеру последовали многие колхозники сельхозартели «Победы», открыв в банке лицевые счета, они стали сдавать деньги, а затем обратились с письмом ко всем жителям района.
В начале января 1943 года в колхоз поступила правительственная телеграмма, которая взбудоражила весь хутор.
«Колхоз «Победа» Фоменковского сельсовета Сталинградской области колхознице Брыкиной Елене Павловне, - напечатано было на бланке. - Примите мой привет и благодарность, Елена Павловна, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. И.Сталин»
Телеграмма Верховного Главнокомандующего была напечатана в газете «Правда» и о патриотическом поступке колхозницы из хутора Фоменково, привольно раскинувшегося на берегу тихой реки Медведица, узнала вся страна.
Вскоре Елена Павловна стала получать письма от летчика, который воевал на истребителе, построенном на ее средства. Были эти письма короткие, но всегда веселые, задорные, а иногда и вовсе озорные. Сразу видно удалая голова этот парень. В конце каждого письма в нескольких словах сообщал он о хорошем техническом состоянии машины, о воздушных боях в небе Сталинграда и благодарил хозяйку самолета за ее помощь фронту.
О героическом подвиге своей жены Захар Петрович узнал тоже из газеты, которую принёс политрук.
«Это надо же - боевой самолёт фронту подарила! - отложив газету, дивился Захар. Такая уж она у меня, Алёнушка», - восхищённо подумал он о жене.
После тяжелого ранения вернулся с фронта солдат Захар Брыкин, радостно встретили его жена и дети, правда не было музыки,о которой в шутку писал фронтовик, да и не на что было ее заказывать Елене Павловне: к приезду мужа она после покупки боевого самолета осталась должна колхозу 1200 рублей.
Их дети - Маруся, Ваня и Степа работали наравне со взрослыми. Они пасли скот и помогали матери на пасеках. Не смотря на слабое после ранения здоровье, Захар Петрович тоже стал трудиться в колхозе, где в начале войны был председателем.
…Военное лихолетье. Сколько слез и горя выпало на долю советских людей!В селе что ни дом,то похоронка. Не обошла стороной беда и семью Брыкиных. В боях под Харьковом погиб старший лейтенант Василий Захарович Брыкин.
Дочь Мария Захаровна Кантомирова часто рассказывала о том, как собирали средства на покупку боевого самолёта, как тверда была мамина решимость и вера в нашу победу. Но, к большому сожалению,три года назад, её доброе сердце остановилось. Она жила в Красном Яре недалеко от нашей школы, поэтому мы часто посещали и помогали бабушке Маше, которая была участницей в помощи своей мамы.
Алене Брыкиной, как и другим героям, совершившим трудовой гражданский подвиг,памятники не ставили. Только медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны» увековечен героический подвиг. И заброшенный дом в центре Фоменково, в котором жила Алена, напоминает об этой легендарной русской женщине. Но значимее всего человеческая память. О ее подвиге, по - прошествии 70 лет, знают фоменчане, гордятся красноярцы. И говорят «спасибо» Алене Брыкиной за самолет, за самоотверженный труд, за пример молодому поколению России.
Поисковая группа ребят нашей школы недавно встретилась с внучкой Елены Павловны, которая рассказала о подвиге бабушки и передала в музей ценные фотографии и вещи.
Все помнят страшные события 2 сентября 2010 года - сгорело большая часть села Фоменково, а перед домом нашей героини огненная стихия остановилась, не тронула. Видно природа мать говорит нам:
«Помните люди, помните…»
Михайлина Екатерина Александровна, МКОУ «Красноярская СШ № 1 им. В.В. Гусева», п. Красный Яр, Жирновский район, Волгоградская область, Россия.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!