Он помнит, как 23 августа они хоронили дедушку (моего прадеда). Тогда он заметил, что небо чернеет и все стало в дыму. Когда в очередной раз он поднял в небо голову, то увидел немецкий самолет. Дедушку (по папиной линии) он хоронил со своим старшим братом, мать и бабушка остались дома с младшими детьми.
Моему деду тогда было 11 лет. Когда возвращались с похорон, услышали взрывы и стали бежать со всех ног домой. Они вбежали в город и увидели, что он был разрушен. Здания горели, повсюду слышались взрывы, крики детей, взрослых и пожилых людей, а также крики немцев.
Дедушка рассказывал мне, как тяжело было им пробираться к их дому. Когда они все же прибежали домой, бабушка быстро всех собрала, и они отправились на электроподстанцию, там был сооружен небольшой бункер, в котором они и поселились вместе с другими. Дедушка рассказывал, что каждый день, пока они там были, к ним приводили раненых солдат. Медики, которые находились на электроподстанции, подлечивали солдат и давали им гражданскую одежду, на тот случай, если придут немцы арестовать советских солдат.
По пути нам с братом удалось бежать. Мы шли пешком, ехали на попутных машинах. У брата было воспаление легких. Нас приютила женщина, у которой и без нас уже было много детей, своих и приютившихся, таких же, как и мы. Как-то утром мы с братом поблагодарили ее и решили все-таки добираться до назначенного места. Потом прятались по подвалам, если они были целы, и жили там. За водой приходилось ползком пробираться к Волге, порой под обстрелом немецких и наших же, русских орудий, обстановка в городе менялась по нескольку раз на день. Советская армия освобождала и старалась удержать каждый дом, каждую улицу.
Но иногда один и тот же дом несколько раз был захвачен немецкой армией, но снова и снова освобожден советскими солдатами. Если у кого еще сохранились коровы или козы, то их отвели по льду на другую сторону Волги, чтобы они не достались немцам. Для того чтобы принести немного молока младшим братьям и сестре, приходилось по льду перебираться на другой берег. Но, несмотря на нужду, голод и холод, несмотря на страх и ужас войны, все население не теряло веры в Победу.
"Я помню, как немцы отступали 2 февраля 1943 года. Они пытались покинуть наш город со всей техникой, а наша армия заходила в город и держала его под своей обороной. И как мы, дети и взрослые, радовались, когда возвращались в убежище родные, когда удавалось раздобыть хоть что то покушать, когда и так небольшая порция была разделена с раненым воином или соседским ребенком, когда появилась возможность спокойно ходить по улицам, не боясь быть схваченным и расстрелянным… Когда после победы заново отстраивали наш родной город Сталинград."
Акчурина Аделия Алиевна, МБОУ СОШ № 12, Россия.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!