Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Звено в разгроме врага

70 лет отделяют нас от того исторического момента, когда отзвучали залпы Второй мировой войны, самой жестокой и кровопролитной изо всех войн, когда-либо переживаемых человечеством. Война явилась проверкой сил и дееспособности всех народов, участвующих в этой битве.

Большую роль в разгроме врага сыграла наука, основным звеном которой были психологи, которые в трудных условиях военного времени с честью выполнили свой гражданский и человеческий долг.

Война коренным образом преобразовала все сферы жизнедеятельности общества. «Все силы народа - на разгром врага». Такова была цель, сформулированная 3 июня 1941 года в выступлении Председателя Государственного Комитета Обороны И. В. Сталина и объединившая весь народ в борьбе за защиту Отечества.

Научная интеллигенция активно включились в общенародную борьбу с агрессором. Уже 28 июня 1941 г. Академия Наук СССР обратилась к ученым с призывом направить все силы для защиты человеческой культуры от «коричневой чумы». В воззвании говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя зашиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству».

В первый же день войны была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных 1905-1918 г. рождения. Многие психологи, в соответствии с этим, призывались в ряды действующей армии.

Многогранной и многоаспектной была деятельность советских психологов в годы Великой Отечественной войны:

- проведение научных исследований по оборонной тематике;

работа в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов;

- обеспечение психологической подготовки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса;

- развертывание научно-просветительской, санитарно-гигиенической и профилактической работы;

- непосредственное участие в боевых операциях (в составе кадровых частей, народного ополчения, партизанских отрядов);

- строительство защитных сооружений; работа в тылу (на производстве, в сельском хозяйстве и практическом здравоохранении).

Тыловой восстановительный госпиталь нейрохирургического профиля в первые месяцы войны был организован А. Р. Лурией в деревне Кисегач близ Челябинска. В последствие он вспоминал: "Я выбрал для этой цели недавно открытый санаторий на 400 мест в маленькой деревне. Все помещения санатория были переоборудованы для терапевтического лечения и восстановительной работы и уже через месяц я с группой моих бывших московских сотрудников начал работать в госпитале... Госпиталь был скромно оборудован нейрофизиологическими приборами, нейрохирургической аппаратурой и аппаратурой гистологической лаборатории. В таких условиях нам приходилось ставить диагнозы и лечить самые разнообразные нарушения психических функций. Выручала наша преданность делу»

Вот перечень нарушений психонервной деятельности, восстановлением которых занимались психологи в годы войны:

• Двигательные дефекты

• Дезинтеграция двигательных актов

• Нарушение зрительного восприятия

• Дефекты речевых функций

• Нарушения активного мышления ( деменция , изъяны спонтанного течения мысли).

Известный психолог А. В. Ярмоленко, являясь помощником директора по научной части института слуха и речи и окончив курсы медсестер, в тяжелые блокадные дни работала в эвакогоспитале Ленинграда. В ее архиве сохранилась выписка из журнала взысканий и поощрений, из которой следует, что она дважды поощрялась командованием. Работа с ранеными не оставляла времени для научной деятельности и только в конце войны ей удается вернуться к занятиям наукой. В октябре 1943 г. она пишет своей подруге Каничевой в Самарканд: «Вчера я сделала доклад о слухорефлекторных поражениях. После 2-х лет 4-х месяцев перерыва вернулась к научной тематике. Прошло хорошо. Просят повторить».

Детский психолог А.А. Люблинская в 1941-1943 гг. работала в одном из детских домов Петроградского района. В блокадных дневниках она так описывала типичный эпизод из своей жизни: "Темная январская ночь, крепкий мороз сковал даже воздух. В коридорах детского сада светится маленькая "коптилка". Я дежурю. Обхожу спальни. Ребятки спят одетые, на стульях у кроватей лежат наготове пальто, шапки, валенки. Выхожу на улицу. Ведь еще не поздно, только десять часов, а город спит... Нет, не все спят... Вот скрипит калитка, и две женщины приближаются к крыльцу: "Вот, деток к вам принесли". Бужу всех взрослых. Быстро подбираем для новичков белье. Разворачиваем тряпье, вытаскиваем детишек... Это жёлтые, иссушенные скелетики... Мы осторожно купаем их в тазу, переодеваем и, попоив кипятком, укладываем около плиты на раскладушках. Накормить их досыта и нечем, и нельзя. Даже обычная наша пища - слишком большая нагрузка для истощенного детского организма. Начинается осторожная, но упорная борьба за жизнь, которая едва теплится..."

Формой практического участия психологов в деле защиты Отечества являлась консультационная работа и проведение военно-психологической экспертизы. Так, А. Л. Шнирман с 1941 года являлся консультантом Наркома здравоохранения РСФСР; К. К. Платонов возглавлял Военно-врачебную комиссию 16 Воздушной армии, осуществлявшую экспертизу боеспособности летчиков, получивших ранения; А. Ц. Пуни был начальником кабинета лечебной физической культуры челюстнолицевого госпиталя и консультантом Санитарного Управления Ленфронта.

Группа психологов под руководством И.С. Шпильрейна, исследовала процесс лётного обучения в школе военных летчиков в г. Ейске. В группу исследователей-психологов входили С.Г. Геллерштейн, В.М. Коган, Ротштейн, Э.Л. Лапан. Все они прошли в качестве курсантов цикл обучения летному делу и совершили свой первый полет с инструктором. По воспоминаниям В.М. Когана, оказалось, что до 90 % курсантов оказывались непригодными к летному делу после того, как они, завершив цикл теоретического обучения, допускались к первому полету с инструктором. Учебный самолет был оборудован двумя местами с параллельным управлением самолетом. Радиосвязи не было и контакт между курсантом, сидевшим впереди, и инструктором, сидевшим сзади него, осуществлялся жестами. Курсант видел в боковое зеркало, что инструктор, подняв самолет в воздух, в определенный момент поднимал вверх обе руки. Это означало, что самолет лишен управления и курсант должен взять его на себя.

Курсанты, плохо владевшие собой, не могли совладать со страхом, который приводил к полной парализации разумных действий, при этом курсанты зажимали руль управления и нередко это приводило к гибели экипажа. Для того чтобы вывести курсанта из состояния ступора, инструктор брал заранее приготовленную палку и ударял курсанта по голове. Таким образом, некоторые курсанты приходили в сознание и начинали пробовать двигать руль управления.

Иногда страх, сопровождающий человека, впервые попавшего на высоту и понимающего, что от его действий зависит состояние самолета, проявлялся в беспорядочных движениях за рулем, что также могло привести и приводило к катастрофе. В результате исследований были выявлены и описаны необходимые летные умения, свойства, требующие тренировки и развития, включая наземную подготовку. Результаты работы были одобрены командованием.

Ещё одним направлением практической работы советских психологов в годы войны, особенно на первых ее этапах, являлась разработка рекомендаций по психологическим основам цветомаскировки.

В этой связи особый интерес представляет деятельность руководимой Б. Ананьевым группы сотрудников отдела психологии Ленинградского Института мозга (А. И. Зотов, З. М. Беркенблит, Р. А. Каничева и др.), перед которой была поставлена задача подготовки рекомендаций по цветомаскировке ряда зданий Ленинграда с целью их сохранения при массировных артобстрелах города. Учеными была разработана программа экспериментального исследования, которое было начато в августе 1941 года. Несмотря на трудоемкость и сложность эксперимента, большой объем полученных эмпирических данных, исследование было завершено в кратчайшие сроки, и уже зимой 1942 года его результаты использовались в практике маскировки высотных строений города - Исаакиевского собора, Адмиралтейства и других архитектурных шедевров.

В годы войны советская психология понесла большие потери. Погибли или умерли в тылу А. П. Болтунов, И. И. Волков, Н. К. Гусев, А. А. Дернова-Ярмоленко, Г. Лосев,П. С. Любимов, Ф. И. Музылев, Л. И. Шварц, С. Н. Шпильрейн, О. Эфрусси.

Советские психологи с честью выдержали строгий экзамен войны. Их деятельность получила высокую оценку партии, правительства и широкой общественности. Возрос авторитет психологической науки и увеличились ее теоретические и практические возможности.

Голубева Маргарита Алексеевна, Лынок Кристина Сергеевна, Шишков Максим Викторович, ГБПОУ "Камышинский индустриально педагогический колледж им. А.П.Маресьева", г. Камышин, Волгоградская область, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 895853 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране