11 апреля - международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Как день памяти жертв этот день установлен по инициативе ООН в память об интернациональном восстании, которое подняли 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда, узнав о приближении Советской армии.
В этот день мы, помня об одной из малоизвестных трагедий Великой Отечественной войны - трагедии бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, пришли в гости к Марии Алексеевне Никифоровой и попросили рассказать о своем детстве, о том как она попала в концлагерь, где дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных «медицинских экспериментов».
Мария Алексеевна любезно согласилась ответить на наши вопросы.
Вопрос: Мария Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о своей семье.
- Ну что ж слушайте. Я, Никифорова Мария Алексеевна, родилась 1 мая 1939 года в селе Денисовка Суземского района Брянской области. До войны это была Орловская область.
Наш Суземский район находится на границе с Украиной. Это в сторону хутора Михайловского. В этом украинском хуторе я была несколько раз, когда ещё был великий СССР: мы туда ездили за покупками, продуктами.
Семья наша была многодетной. Мой папа - Прощенков Алексей Васильевич. Мама - Прощенкова Пелагея Моисеевна. Старшая сестра Прощенкова Татьяна Алексеевна 1921 года рождения. Сейчас её нет в живых, она умерла в 2006 году. Брат Прощенков Иван Алексеевич 1921 года рождения, он участник войны, погиб
2 февраля 1942 года в бою под Великими Луками Псковской области. Прощенкова Анна Алексеевна 1928 года рождения, сестра умерла в 1974 году. Прощенков Павел Алексеевич 1930 года рождения, брат подорвался на фашистской мине в Черниговской области, когда мы там жили после лагеря под надзором полиции. Прощенков Николай Алексеевич 1937 года рождения, проживает в Брянской области на станции Суземка. Потом я, Прощенко Мария Алексеевна 1939 года рождения. Брат Прощенков Пётр Алексеевич 1942 года рождения умер в 2000 году в Одессе, там и похоронен.
Вопрос: Мария Алексеевна, какая у Вас была большая семья?!
- Да, наша семья была многодетной. Нас, детей, было семеро. В то время многодетные семьи были не редкость. Маме после окончания войны было присвоено почётное звание «Мать героиня».
Вопрос: Расскажите о своей малой родине, пожалуйста.
- Моя родина - Брянщина. Она и сейчас перед глазами встаёт: огромный лес, смешанный: сосны, ели, вековые дубы, берёзы, липы, осины, рябины, черёмуха и ещё много всего. А так же море разной ягоды: земляника, черника, брусника, клюква, смородина, малина, ежевика. А грибы! Белый гриб, боровик, подберёзовик, подосиновик, маслята, опята, грузди, лисички, сыроежки. А ещё и звери: волки, лисы, дикие кабаны, а ещё змеи и ужи и ещё там птицы...
Наша родная Денисовка расположена была на невысокой горе, а внизу протекала река Нерусса. Вода в Неруссе была ключевая, чистая, дно песчаное. Поэтому то, что находилось на дне, было хорошо видно. Весной река разливалась и заливала луга и леса на большое расстояние. От деревьев были видны только верхушки, на которых спасались птицы. Жизнь была прекрасная.
Вопрос: Мария Алексеевна, кем были ваши родители? Расскажите о них подробнее, пожалуйста.
- О родителях я могу говорить бесконечно. Это были прекрасные, благородные, чистые, духовно богатые люди. Папа - Алексей Васильевич Прощенков - до революции был единоличником, тем, кого позже стали называть зажиточным. Но он не стал врагом революции, он признал советскую власть. Более того, одним из первых в селе добровольно сдал своих лошадей и других животных в колхоз. Таких семей из всего села оказалось 20. Они и сделали основу для колхоза, за что и пользовались небольшим преимуществом. Что не мешало ему добросовестно трудиться, не делить имущество на "свое" и "колхозное", одинаково честно работать и на себя и на колхоз. Папа воевал в первую мировую войну, но не долго, по словам взрослых односельчан, воевать за царя никто не хотел, дезертировали с фронта многие, и не только рядовые солдаты, но и офицеры.
А мама - Пелагея Моисеевна Прощенкова. Она просто МАМА, хранительница добра, благополучия, семьи, нас - детей, многочисленного хозяйства. Сколько помню, она ни минуты не была без дела. Как ей удавалось всё успевать, да ещё и каждому из нас найти дарить внимание, заботу. Я очень люблю своих родителей, вспоминаю о них со слезами благодарности и счастья, что они были в нашейсудьбе.
Вопрос: Как Вы узнали о начале войны? Что она изменила в Вашей семье?
- Наступил печальный 1941 год, грянула Великая Отечественная война, и на нашу семью обрушилось горе. В августе 1941 года моему брату Ивану исполнилось 18 лет, и сразу же его призвали на фронт. А через полгода, в феврале 1942 года, он погибает в бою под Великими Луками Псковской области. Там шли ожесточённые бои. Позже нам написала девушка, которая вместе с другими убирала мёртвые тела солдат, что всё поле было устлано трупами, а так как жители вернулись только через полгода, то тела погибших солдат проросли травой. Многих не удалось опознать. Они похоронены в братских могилах.
В этом, 1942 году, папа уходит в партизаны - в отряд имени Руднева. Руднев был родом из Суземки, он воевал вместе с сыном, оба они погибли. А наш папа попал в плен и до 1946 года нам о нём ничего не было известно.
А мы с мамой продолжали жить в оккупированной фашистами деревне. Фашисты зверствовали, их очень раздражал наш партизанский край. Они в каждом видели партизана. Стреляли без предупреждения, убивали стариков, детей... На нашей территории фашисты действовали руками чехов, чехи тоже были жестокими.
И в мае 1943 года, узнав о новом наступлении немцев, жители нескольких деревень и нашего села решили спрятаться в лесу. Мы ушли раздетыми, думали, что немцы искать не станут. И удастся вскоре вернуться домой. Всё своё имущество спрятали - закопали в землю. А нас у на руках мамы трое маленьких, Петя ещё был грудным ребёнком. Фашисты нас нашли в лесу и погнали пешком, мы старались не отставать. Кто идти не мог - расстреливали.
Вопрос: Именно тогда вы попали в концлагерь?
- Лагерей в моей жизни было несколько. Первый лагерь был в посёлке Локоть Брянской области. В этом посёлке было много лагерей и для партизан тоже. А поскольку нас не кормили, то выпускали попрошайничать. Однажды мама с собой взяла меня, и мы пошли мимо лагеря, где находились пленные партизаны. Немцы партизан не только ненавидели, но и боялись их внезапного нападения. Проходя мимо лагеря, я увидела возле забора на коленях со связанными руками своего папу. Я закричала: "Вон он!" А мама подумала, что я увидела полицая, который над нами издевался, его фамилия Каминский, до сих пор помню. Я кричала и тащила маму за рукав. Подходить к колючей проволоке было опасно: часовые стреляли без предупреждения. Но мы подошли. Папа был измученным, голодным. И у нас ничего не было из еды, чтобы дать папе. Он сказал, что очень нужен гребешок, попросил разыскать у односельчан и подбросить к забору. Их заедали вши. Его просьбу мама выполнила. Больше мы не встречались, так как нас погнали в Белоруссию. И мы оказались в лагере в Борисово. Белоруссия была оккупирована. Там фашисты деревни сжигали вместе с жителями. В могиле-деревне Ала расстреляны и сожжены 1738 человек, из них 950 - дети.
В сентябре 1942 года в деревню Дремлево ворвался карательный отряд пьяных эсессовцев. Они согнали жителей в сарай, а сами бросились грабить их дома, гонялись за курами, поросятами, потом сожгли всю деревню вместе с жителями. Погибло сразу 286 человек, из них 24 ребёнка, и только чудом остались трое раненых и обгорелых подростка. Помню листовки-памятки. Они были у солдат, на заборах домов. Страшные слова: " У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость, убивай всякого русского, советского. Не жалей ни стариков, ни женщин. Если перед тобой девочка или мальчик - убивай". Помню, как в январе 1944 года фашисты мужчин расстреливали большими группами, а женщин сжигали заживо в сараях. Но самая мучительная смерть постигла детей. На них натравили собак. По улице, освещённой пожарами, собаки таскали изуродованные детские тела. На территории Белоруссии было много концлагерей. Расстреливали с 9 утра и до 18 часов. Уничтожали в душегубках, глумились, травили собаками. Детей бросали в ямы живыми, закапывали, и они умирали от удушья...
Вопрос: Мария Алексеевна, как Вам удалось это вынести и спастись?
- Нашу семью вместе с другими партизанскими семьями три раза выводили на расстрел. Партизанских семей было много, их выводили, строили и расстреливали. Часто палачам мешали партизаны. Фашисты, как только услышат слово "партизан", в ужасе разбегались в разные стороны. Вот так и не удалось нас расстрелять. В Германию партизанские семьи тоже не угоняли. По чистой случайности или Божьей воле мы остались живы. И нас с другими семьями переправили в Черниговскую область под присмотр полиции. Жили мы в селе Круты в небольшом одноэтажном здании - несколько семей. Каждая семья в своём уголке на полу. Не было ни стола, ни кроватей. Незадолго до освобождения нас постигло ещё оно большое горе. На фашистской мине подорвался наш Павлик. С ним подорвались ещё двое подростков - брат с сестрой. Этот момент я запомнила, помню, как во дворе стояли гробы и мы с мамой плакали и всю ночь сидели у его гроба.
Освободила нас наша самая лучшая и самая гуманная в мире Красная Армия. Но в зиму ехать домой было нельзя, так как всё наше село было сожжено, осталось только несколько хатёнок, где размещался немецкий штаб. Фашисты удрапали, не успев сжечь эти дома. Поэтому на родину мы вернулись весной. А дома нас встретили пепелища, торчали одни трубы от печей, всё поросло бурьяном, везде змеи. Всё имущество, которое мы прятали, немцы увезли с собой. А зори холодные, по утрам обильная роса, поэтому мы спали в погребе, можно сказать, просто в яме, в которую спускались по лестнице. Младшие спали, а старшие всю ночь жгли костёр, чтобы было светло, тепло и на нас не напали змеи, а также чтобы волки не подошли. Но уже к зиме мама и старшие сёстры построили землянку с накатом, сложили русскую печь, сделали дверь и даже маленькое окошко. Помню, что воду мы держали в огромной бронзовой гильзе от какого-то снаряда.
Выжили благодаря огромной воле, радости от Победы и, конечно же, лес и река уберегли нас от голодной смерти. Лес – это такое богатство, он и укроет и покормит. А вот для фашистов он не стал добрым...
Помолчав, Мария Алексеевна неожиданно запела:
Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы.
И сосны слышали в окрест,
Как шли на немцев партизаны.
И тёмной ночью на врагов,
На штаб немецкий налетели.
И пули звонко меж стволов
В дубравах Брянских засвистели.
В лесах спасенья немцам нет.
Летят советские гранаты.
И командир кричит им вслед:
"Громи, громи захватчиков, ребята!"
- Всё это трагично, молодое поколение должно это помнить. Мы не должны допустить в свою страну захватчиков. А для этого надо быть патриотами своей Родины. В первую очередь хорошо учиться, идти в ногу со временем. А закончу я словами моего любимого поэта Эдуарда Асадова:
Уж коль расти, так с юности расти.
Ведь не годами, а делами зреешь.
И всѐ, что не успел до тридцати,
Потом, всегда скорее не успеешь.
Пусть будут вёсны,будут соловьи,
Любите милых горячо и свято.
Ну всё же в труд идите, как в бои,
Творите биографии свои,
Не упускайте времени, ребята!!!
Уже прощаясь с Марией Алексеевной, стоя на пороге, мы неожиданно услышали: "А хотите, я прочту вам свое стихотворение?" Вот оно:
Нас детства лишили.
Нас уничтожить решили.
Мы, дети войны,
Резерв золотой для страны.
Не знали мы в детстве игрушек.
Только взрывы снарядов, грохотание пушек.
Вместо дома - холодный барак...
А вокруг часовые и много собак.
И всё для того,чтоб не сбежали ребятки,
Хоть у них уже обморожены пятки,
От голода вспухли животики,
Высохли ручки, искривились ротики...
Война затянулась.
Но про нас не забыли.
Сколько бойцов за нас жизнь положили!..
Спасибо вам, павшие!
Мы помним о вас
Как тогда, так и сейчас.
70 лет прошло с тех времен,
Как кончилась война.
А в моей памяти печаль,
Как будто было всё вчера.
Как быстро двигался фашизм
Через Европу к нам.
И никого он не щадил,
Всё шёл, громил и убивал.
И нас детей не пощадил.
Всё спишет им война?
Но после Польши на пути
Встала Огромная Страна.
Здесь жил совсем другой народ,
Своей свободой одержим.
Он крепко Родину свою любил -
Такой народ непобедим.
Мы молчаливой гурьбой возвращались домой, снова и снова переживая услышанное, вглядываясь в картины и образы прошлого. Да, "такой народ непобедим!" Чувствовать причастность к своему народу - это дорогого стоит.
Спасибо Вам, Мария Алексеевна!
Творческая группа авторов: ученица 8 а класса Чиганова Ольга; ученики 10 класса Васильев Дмитрий, Тореева Татьяна, Твердохлеб Анна, МОУ "СОШ № 31", рп Приволжский, г.Энгельс, Саратовская область, Россия.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!