Передо мной - альбом ветерана Великой Отечественной войны Балмашнова Александра Ивановича. Первые фотографии датированы 1934 годом, последние – 2000 – ми годами. Каждая фотография любовно подписана. В этом альбоме - целая жизнь человека, прошедшего долгий и трудный путь.
Александр Иванович Балмашнов - один из тех немногих, кто защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны от первого дня до последнего. Его путь начался в Тернополе, а закончился в Берлине.
В 1940 году Александра Ивановича Балмашнова призвали в армию. Он окончил школу радистов - телеграфистов и распределился в один из батальонов авиаобеспечения (БАО) 22-й авиатехнической дивизии. Такие подразделения занимались аэродромной службой: оборудовали взлетные полосы, ремонтировали самолеты, держали связь со штабами.
«Это была та рутина, без которой летчики воевать просто не смогли бы», - рассказывал Александр Иванович.
На предвоенной фотографии 1940 года - юный Александр в военной форме. Послал родителям на память о службе и в надежде на скорую встречу. Не получилось: помешала война.
Первые авиаудары немцев утром 22 июня 1941 года пришлись именно по аэродромам. БАО Балмашнова находился на аэродроме под Тернополем. Александр Иванович в это время дежурил у телеграфа. «Ключ заработал, и открытым текстом напрямую из штаба Киевского военного округа передали приказ срочно поднять машины и вылететь навстречу самолетам противника. Какого противника – непонятно. С Германией ведь мирный договор подписан. Мы им даже свои аэродромы предоставляли на случай вынужденной посадки. Да и кого в воздух поднимать? Комполка и все летчики уехали на воскресенье в город к семьям, даже дежурного звена не оставили. Самолеты на аэродроме стояли, как на параде, незамаскированные. Пока гадали, что делать, прилетел немецкий бомбардировщик и с первого захода сжег 18 истребителей, которые были подготовлены к перелету в Киев. Зенитного прикрытия у аэродрома не было, и фриц безнаказанно улетел, - рассказывал ветеран, а его правая кисть автоматически сжимала воображаемый ключ телеграфа и отбивала морзянку, как и тогда, в первый день войны. - Самолеты вылетели в район Брод на штурмовку наступающего противника. Двадцать бомбардировщиков «СБ» взлетели тогда с аэродрома, а мы спешно перебазировались на запасной, куда они должны были вернуться. Не вернулся никто».
Александр Иванович рассказывал, как однажды звено истребителей погибло при заходе на посадку. Они все видели, как к ним в хвост заходят немецкие самолет, но не могли предупредить, ведь на наших истребителях не было радиостанций. Говорить об этом ветерану было тяжело.
В БАО тоже несли потери, под бомбежкой и артобстрелом приходилось чинить взлетную полосу. Пока отступали к Москве, связистам и техникам несколько раз приходилось отбивать атаки немецких десантников, высадившихся в нашем тылу. Александр Иванович стал свидетелем Харьковской трагедии в мае 1942 - го.
Воевали при постоянной нехватке самолетов. Только с 43-го года, когда стали поступать новые советские и американские машины, перевес оказался на нашей стороне. К этому времени Александр Иванович стал командиром роты связи, а в апреле 1945-го его назначили начальником телеграфа и повысили в звании со старшины до лейтенанта. Вот только выдать новую форму ко Дню Победы не успели. Получил ее уже позднее.
Листая альбом ветерана (часть 2)
Попова Мария Олеговна, МБОУ «Салтынская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области», хутор Фирсовский, Россия.
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!