Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Пропавший без вести

Артем Иосифович Шипунов

«А солдату было только двадцать…»

Этот участник Парада Победы до сих пор числится в краевой Книге Памяти пропавшим без вести…

Судьба деткора

Каких только корреспондентов не было на заре советской журналистики – волкор, ячкор, рабкор, селькор, стенкор… Истоки словообразования здесь прозрачны: в газеты писали представители волостей, ячеек и прочих сообществ. Были и деткоры, то есть детские корреспонденты. На страницах краевой пионерской газеты «Юный сталинец» их заметок нашлось немало. А поскольку издание выходило перед самой войной, меня не могла не заинтересовать судьба деткоров. Очень хотелось верить, что военное лихолетье обошло их стороной – ведь они были так юны в начале Великой Отечественной.

В номере за февраль 1941-го под одной из корреспонденций я увидела подпись: «Артем Шипунов, 5й класс «А», Черемшанская неполная средняя школа Солонешенского района». Потом нашла еще несколько заметок этого автора. Содержание их было обычным для того времени: писал Артем о школьной стенгазете, о переписке с иногородним другом, о соревновании в учебе, о новичке-отличнике Вале Чикееве… Признаюсь, я и не думала, что пятиклассники 1941-го могли позже стать участниками Великой Отечественной. Но фамилия друга Артема была так «удобна» для поиска, что я ввела ее в строку на «Памяти народа». И из донесения о безвозвратных потерях узнала, что призванный в 1943-м из Солонешенского района Валентин Степанович Чикеев – комсомолец, разведчик, 1925 года рождения – пропал без вести в декабре 1943-го в белорусском Полесье. Был ли Валя действительно означенного года рождения или прибавил себе возраст, пока неизвестно.

А вот его одноклассник Артем Шипунов точно годок себе накинул, и в июне 1942-го уже был в армии, потом на Воронежском фронте – с 15 сентября 1942-го, на 1-м Украинском – с 15 ноября 1943-го. И ведь он тоже пропал без вести в декабре 1943-го, но на Украине! Пропавшим без вести старший сержант Шипунов в краевой Книге Памяти числится и сейчас…

Но выжил наш деткор, и дошел он до самой Победы. И даже прошагал в колонне героев по Красной площади 24 июня 1945-го! Командир орудия, совсем мальчишка, которому только-только, в апреле – на самом деле – исполнилось двадцать… Мальчишка, которого в девятнадцать представили к медали «За отвагу», но дали «Орден Славы» III степени! Награду он получил за участие в освобождении украинских городов Станислава (ныне Ивано-Франковск) и Борислава в ходе Львовско-Сандомирской операции. Что это были за бои, нам, нынешним, трудно и представить… Эта самая операция входила в число так называемых «десяти сталинских ударов», а дивизия после нее получила почетное наименование Станиславской. Орден Красной звезды Артем Шипунов получил в 1945-м. «Находясь с орудием в боевых порядках пехоты, ведя огонь прямой наводкой» - как много стоит за этими строчками из наградного листа героя...

«Написать есть о чем»

413 отдельный истребительный противотанковый артдивизион весной 1945-го стоял под Прагой. Как-то на рассвете Шипунова вызвал комдив, дал час на сборы – отправляешься на Парад! Собрался сводный полк 4 Украинского фронта, 1400 бойцов-героев. Три эшелона счастливчиков поехали в Москву.

Фронтовикам дали зеленую улицу. Эту самую улицу на всю жизнь запомнил Артем Шипунов. Радостные жители, все больше женщины, инвалиды войны да старики встречали их на станциях, голопузые ребятишки просили: «Дяденьки, дайте хлеба!» А пообочь дороги все знакомые места – поля недавних сражений, да на них могильные холмики, под которыми лежали друзья. Ехал Артем и вспоминал, как «бои доходили до такого накала, что танки шли по живым и мертвым»…

И вот она, столица! Москва, Победа, Парад – для тысяч героев эти слова слились в самое дорогое воспоминание. Вот как вспоминал подготовку к празднику Артем Шипунов:

«Красная Пресня. Большое здание 105-й школы. В классных комнатах в два яруса кровати, белоснежные постели. Через широкие окна видна Москва. Мы чувствовали теплоту и внимание во всем, что нам приготовила столица… В столовой – стол на четверых, кастрюля с первым блюдом, кастрюля – со вторым, четыре тарелки. Сахар и хлеб в общей тарелке. На ужин на каждом столе ставилась бутылка французского вина. Каждый день выдавали пачку «Беломора»…

В июне в Москве рассветает рано. На рассвете – подъем. Во дворе команда: «По машинам!» И мы уезжаем на какой-нибудь московский аэродром или на одну из улиц окраины Москвы. Здесь и проходим «муштру» несколько часов.

- Воевать научились, а строевым ходить не умеете, - шутили офицеры».

Старший сержант, командир орудия 413 отдельного истребительного противотанкового дивизиона 161 стрелковой Станиславской ордена Богдана Хмельницкого II ст. дивизии Артем Шипунов после Парада вернулся в родную часть. Пришлось ему послужить еще, и увидел он малую родину нескоро:

«Незабываемый 1945 год, год Победы! А дальше… дальше Карпаты, Воркута, Печера, Совгавань, Магадан, Колыма… и вот уже 1953 год, год возвращения на Родину! А потом опять путь-дорога: Прокопьевск, Тагил…. В памяти плывут события одни за другими. Сколько радости, невзгод, трудностей и переживаний, сколько счастливых моментов было за это время! Все кажется сном! А это была действительность, и никто об этом не напишет хорошую книгу. А написать есть о чем» (из воспоминаний А. Шипунова).

На малой родине наш герой нашел свою судьбу.

- Он не мог не заметить маму, и костер взаимной любви разгорелся, - вспоминает дочь Нина. - Папа был внимательным, исполнял пожелания мамы с полуслова, только услышав от нее «надо бы…». Они играли дуэтом: он на балалайке, а мама на гитаре. А когда их приглашали в гости папа обязательно, не спрашивая, клал себе за пазуху мамины туфли, в которых она обычно плясала… Очень хорошо у них получались пельмени: мама катала сочни, а папа лепил очень быстро и красиво. Они всегда были вместе.

Папа вставал рано и много писал, читал. Работал он папа сначала заведующим клубом на Алтае, потом в Нижнем Тагиле - в шахте, затем в основном на стройке. Плотничал - делал мебель себе и людям: этажерки, даже диван в нашем доме был сделан его руками.

Разные люди встречались на его жизненном пути, но он всегда вел свою борьбу с бюрократизмом, хитростью и обманом, с корыстью и жадностью. Это видно даже по названиям стихов.

Пусть не написал наш герой книги, но сохранились его воспоминания и стихи. Их бережно хранят (и читают!) его дети, внуки и правнуки. И уже они создают книгу про своего дорогого героя…

***

Так получилось, что воевать пришлось представителям разных поколений наших земляков Шипуновых. Назар Иванович Шипунов воевал на Первой мировой. Иосиф Назарович, как и Артем – на Великой Отечественной… Молитвы (ЗДЕСЬ: имя-отчество матери) уберегли и сына, и мужа. Иосиф Назарович ушел из жизни на родине, в Черемшанке, в конце пятидесятых. Сын его в те годы покинул Алтай, перебрался с семьей в Казахстан. Там и сейчас живут его потомки. Но малая родина помнит своих героев.На рассвете

Раненого взяли на рассвете

Выстрел треснул коротко и сухо

Плакали разбуженные дети

И крестилась набожно старуха

А солдату было только двадцать…

Он, пилотку выцветшую сбросив,

На локтях пытался приподняться,

Дотянуться до тугих колосьев…

Он лежал во ржи за старым домом,

Запрокинув голову устало,

И мешались с жирным черноземьем

Тоненькие струйки алой крови …

Родина! Скажи, не от того ли

Урожаи нынче так богаты,

Что почти на каждом Русском поле

Проливали кровь твои солдаты!




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 883237 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране