Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Балтийский флот Великой Отечественной войны

Балтийский флот – один из старейших военно-морских флотов нашей страны. Его история насчитывает более трёх столетий. На протяжении этого времени было одержано немало славных побед над противником, пытавшимся оттеснить русское государство от побережья Балтийского моря. Балтийцам не раз приходилось отстаивать интересы Родины на разных морях. В боевую летопись флота вошли победы в устье Невы и у Гангута, у Эзеля и Гренгама, Чесмы, Афона и Наварина.

Во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Балтийский флот оказывал содействие войскам Ленинградского фронта в наступлении на Карельском перешейке и занял острова Гогланд, Лавенсари, Сескар. Тяжелым испытанием для флота стала Великая Отечественная война, в годы которой балтийцы вели героическую борьбу с захватчиками на море, и в воздухе, принимали активное участие в обороне Либавы, Таллина, Моонзундских островов, Ханко и Ленинграда, спасая город от голода и обстрелов вражеской артиллерии. В годы Великой Отечественной войны Краснознаменным Балтийским флотом командовал вице-адмирал, с конца мая 1943 г. – адмирал В.Ф. Трибуц, член Военного совета дивизионный комиссар М.Г. Яковенко, начальник штаба контр-адмирал Ю.А. Пантелеев.

Относительно военно-морских сил, в планах вторжения гитлеровской Германии в СССР указывалось: "необходимо быстро овладеть районом Балтийского моря, чтобы подвоз руды через Балтийское море не прерывался на слишком продолжительное время и чтобы русские не могли вести длительную минную войну".

На Балтику для обеспечения боевой деятельности группы армий "Север" и действий против Балтийского флота фашистское командование предоставило около ста боевых кораблей, в том числе 5 подводных лодок, 10 минных заградителей, 28 торпедных катеров, сторожевые корабли, 10 флотилий тральщиков. Однако эти силы могли быть усилены крупными надводными кораблями из зоны Северного моря, что неоднократно и подтверждалось в ходе боевых действий.

Балтийскому флоту оперативным планом советского командования были поставлены задачи: не допустить морских десантов противника на побережье Латвийской и Эстонской CCР на острова Моонзундского архипелага; совместно с ВВС Красной Армии нанести поражение германскому флоту при его попытках пройти в Финский залив; не допустить проникновения кораблей противника в Рижский залив; содействовать сухопутным войскам на побережье Финского залива и на полуострове Ханко, обеспечивая их фланг а также, в случае выступления против СССР Финляндии, уничтожить береговую оборону финнов; уничтожить боевые флоты Финляндии и Швеции при их выступлении против СССР; обеспечить в первые дни войны переброску двух стрелковых дивизий с северного побережья Эстонской ССР на полуостров Ханко, а также быть готовым к высадке десанта на Аландские острова; прервать морские коммуникации неприятеля в Балтийском море и Ботническом заливе.

В состав Балтийского флота к началу войны входили: 2 линейных корабля ("Марат" и "Октябрьская революция"); 2 крейсера ("Киров" и "Максим Горький"); 2 лидера эскадренных миноносцев ("Ленинград" и "Минск"); эскадренные миноносцы типов "Гневный" и "Новик" – 14 и 7 (соответственно); сторожевые корабли типа "Тайфун" – 7; канонерские лодки – 2; минные заградители – 4; тральщики БТЩ и других типов – 14 и 17; катера и малые "охотники" за подводными лодками – 44; бронекатера – 4; торпедные катера 79 (по другим данным – 48); подводные лодки типов – 59 (из них 5 в ремонте); подводные лодки более старых типов – 6.

Военно-воздушные силы флота имели в своем составе 714 самолетов, в т. ч. 367 истребителей (из них 47 новых типов), 183 бомбардировщика (из них 36 торпедоносцев). Наличных сил флота – в частности, надводных – было недостаточно для решения поставленных задач. С началом войны остро стал ощущаться недостаток в тральщиках, миноносцах и сторожевых кораблях, надводных минных заградителях, мореходных торпедных катерах, кораблях и катерах ПЛО, средствах вспомогательного флота. Кроме того, на флоте вообще отсутствовали специальные десантные средства и специальные артиллерийские корабли, способные длительное время оказывать эффективную огневую поддержку флангу армии.

Балтийское море характеризуется относительно небольшими размерами, сравнительно незначительными глубинами, шхерным характером побережья в ряде районов и своей замкнутостью (вследствие особенностей проливной зоны, соединяющей Балтику с Северным морем). Небольшие глубины, наличие островных и шхерных районов благоприятствовали использованию минного оружия и организации противолодочной обороны. Ограниченные размеры моря давали возможность авиации любой из сторон действовать на морских коммуникациях противника, в том числе и прибрежных.

Конфигурация Балтийского побережья СССР позволяла противнику действовать одновременно на двух важнейших направлениях (восточное побережье Балтийского моря и побережье Финского залива) с единой целеустремленностью (против Ленинграда). Разделенность и разобщенность отдельных районов театра облегчали противнику изоляцию каждого из них. Малая ширина Финского залива и небольшие его глубины при исключительной стесненности, обусловленной наличием большого количества подводных опасностей, отмелей и островов, создают особенно благоприятные, условия для использования минного оружия и организации эффективной противолодочной обороны, в том числе и всех видов позиционного противолодочного оборудования, а также создания плотной системы наблюдения и оповещения.

Белые ночи, продолжающиеся в Финском заливе около двух летних месяцев, не благоприятствуют скрытности проведения боевых действий. В зимнее время заливы и прибрежные зоны Балтийского моря сковывает ледовый покров. Все порты Финского, Рижского и Ботнического заливов, как правило, замерзают. Осенью и зимой частая низкая облачность сильно затрудняет действия авиации на Балтийском театре. Морские коммуникации на Балтийском море в течение всей войны имели стратегическое значение. Вывоз Германией стратегического сырья из Швеции, Норвегии и Финляндии покрывал недостаток собственных ресурсов для питания военной промышленности. Объем перевозок только между Германией и Швецией составлял 10-15 млн. тонн в год, при этом до 80% грузов проходило через порты Балтийского моря (Свинемюнде, Засниц, Росток) и только 20% через порты Северного моря.

Воинские перевозки Германии для пополнения и снабжения войск, действовавших в Прибалтике, Финляндии и на Ленинградском направлении, проводились в основном вдоль восточного побережья Балтийского моря и в Финском заливе вдоль побережья Финляндии. Ее протяженность также составляла около 900 миль. Только за 1942 год здесь было перевезено более 400.000 солдат и офицеров, около 13.000 автомашин, около 400.000 тонн различных воинских грузов. Ударная группа торпедных катеров под прикрытием истребителей и при поддержке береговой артиллерии с полуострова Сырве систематически наносила удары по неприятельским конвоям при подходе их к Ирбенскому проливу. В Рижском заливе вражеские суда преследовались эскадренными миноносцами и бомбардировщиками. Действия авиации и легких сил флота против конвоев сочетались с постановкой активных минных заграждений на фарватерах, используемых противником. Надводные корабли применяли артиллерийское оружие против судов и портов. Систематические удары по конвоям, направлявшимся в Рижский залив, снизили интенсивность морских перевозок противника в этом районе. Конвои вынуждены были проходить через Ирбенский пролив, как правило, в темное время суток.

Флоту, наряду с комплексом задач содействия войскам Ленинградского фронта, были поставлены и такие задачи: наносить максимальный урон перевозкам врага на Балтике и в Финском заливе; вести борьбу за расширение операционной зоны для ведения активных операций и боевых действий; надежно прикрыть свои морские коммуникации. Для развертывания успешной борьбы на коммуникациях, а также для укрепления обороны морских подступов к Ленинграду и защиты своих сообщений, флот начал активную постановку минных заграждений. Минно-торпедная авиация и торпедные катера минировали узлы шхерных путей, их выходы в восточную часть Финского залива, фарватеры у южного берега залива, подходы к портам и базам противника. Активизировалась деятельность подводных лодок на морских коммуникациях в Балтийском море и торпедных катеров в зоне Финского залива.

Военные действия в Прибалтике и на Балтийском морском театре начались в 3 часа 15 минут 22 июня 1941 г. ударом с воздуха по нашим военно-морским базам и аэродромам с одновременным наступлением немецко-фашистских войск группы армий "Север". С первого дня войны Балтийский флот, в соответствии с оперативным планом, приступил к развертыванию подводных лодок и выполнению минных постановок в устье Финского залива, Ирбенском проливе, Моонзунде и на подходах к Лиепае. Сама постановка минного заграждения на центральной минно-артиллерийской позиции прошла успешно (было выставлено более трех тысяч контактных мин и до пятисот минных защитников), но силы прикрытия понесли потери – подорвался на мине и погиб эсминец "Гневный" и тяжелое повреждение получил крейсер "М. Горький". Силы флота продолжали также выполнение мероприятий оперативного плана: осуществляли поиск подводных лодок противника, обеспечивали развертывание своих подводных лодок, вели борьбу с минной опасностью, конвоировали транспорта на переходе морем, несли дозорную службу и т.д.

На третий день войны фашистские войска окружили Лиепаю, и сквозь блокаду удалось прорваться в Вентспилс только четырем из 14 судов, находившихся в порту. Два судна моряки сумели подорвать, а остальные достались врагу. Через пять дней после оставления Лиепаи, 27 июня, восемь судов пароходства ушли из Вентспилса курсом на Эзель. На этом переходе два парохода затонули в результате бомбардировки вражеской авиации. Эвакуация Рижского порта началась 22 июня во второй половине дня. Спустя пять суток поступило распоряжение о выводе флота из Риги, и 27 июня 15 судов Латвийского пароходства и несколько портовых буксиров, сопровождаемые кораблями военно-морского флота, вышли из порта. Фашистские военно-морские силы блокировали Ирбенский пролив на второй день войны, и единственным выходом на Балтику оставался мелководный пролив Моонзунд. В ночь на 30 июня моряки ледокола "Лачплесис" помогли протащить через Моонзунд крейсер "Киров", который шесть раз оказывался на мели. С таким же трудом прошли через пролив и крупные торговые суда Латвийского пароходства. Через две недели после выхода из Риги двадцать судов Латвийского пароходства пришли в Ленинград.

В течение июля и первой половины августа моряки Балтийского и Эстонского пароходств выполняли ответственные задания Государственно Комитета Обороны по обеспечению Ленинграда продовольствием, доставляли сражавшимся частям Красной Армии вооружение и боеприпасы, эвакуировали раненых воинов и гражданское население. Несколько судов погибло от бомб, торпед и мин противника.

Немецкое командование считало, что достаточно запереть Балтийский флот в Финском заливе, выставив мощное минное заграждение, и господство на море им обеспечено. Потеря в первые три месяца войны баз в Прибалтике тяжело сказалась на боеспособности Балтийского флота. Он вынужден был все время сворачивать свою деятельность и перебазироваться на восток. Кроме того, понесенные потери при эвакуации из Таллинна также отрицательно отразились на боеспособности флота. Однако расчеты противника на полную изоляцию сил КБФ не оправдались. Подводные лодки КБФ в течение 1941-1942 гг. систематически действовали на коммуникациях противника в Балтийском море.

Источник: Великая Отечественная война




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 900813 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране