Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Комсомолец, на самолет! (часть 2)

Петр Петрович Турецкий

Весной 1942 года Петр Петрович попал на Сталинградский фронт. В начале августа после боя с вражескими самолетами у его истребителя И-16 был поврежден двигатель. Пытаясь спасти свой самолет, мой прадед полетел в сторону аэродрома на другом берегу Волги. Но над Сталинградом двигатель самолета заклинило, и он окончательно вышел из строя.

«Что делать? До Волги самолет не дотянет, не говоря уже о том, чтобы перелететь ее и приземлиться на другом берегу. Прыгать с парашютом, пока еще есть хоть немного высоты? Но тогда самолет упадет на город, и может погибнуть кто-то из мирного населения», мысли вихрем проносились в голове Петра Петровича.

Он решился посадить самолет с неработающим двигателем прямо на улицу Сталинграда. Благо, городские улицы длинные и прямые. Надо отметить, что И-16 обладал плохой планарностью из-за малой площади крыльев и не прощал даже малейших ошибок в отличие от учебного самолета У-2. У летчиков даже была шутка: «Кто научился летать на И-16, тот сможет летать и на метле». Кое-как снизившись с неработающим двигателем, Турецкий увидел, что проезжие части заставлены противотанковыми ежами и усыпаны разными бревнами так, что машинам часто приходилось их объезжать зигзагами. Опять встал вопрос: как совершить посадку, не навредив жителям? Самолет не автомобиль и при посадке не сможет объезжать препятствия. Подняться выше уже нельзя. И тут Петр Петрович заметил, что в центре улицы находятся трамвайные пути вровень с проезжей частью дороги, и решил садиться на них. После приземления на трамвайные пути, пока самолет еще двигался с бешеной скоростью, летчик увидел, как из-за угла перекрестка впереди показался трамвай с пассажирами. Решение оставалось только одно - сворачивать с трамвайных путей на проезжую часть улицы, несмотря на еще приличную скорость самолета. Летчик свернул прямо на бревна и противотанковые ежи. После наезда на первое же бревно истребитель перевернулся через нос вверх колесами.

Как вспоминал прадед: «Опять сработал навык, привитый во время учебы, – выключить зажигание. И вот, повис я на привязных ремнях вниз головой, которой сильно ударился о приборы самолета при аварийной посадке. Капает кровь из-под шлемофона. Вокруг, самолета начинают собираться люди. Вдруг подходит какая-то бабушка и спрашивает меня:

«Сынок, а сынок! А мой внучек тоже так летает?». А меня такая злость на себя взяла, что подставился под огонь противника, неудачно приземлился, самолет разбил. Все летчики из моей эскадрильи улетели домой целыми и невредимыми, а меня, их командира, сбили. И ответил тогда в сердцах этой бабушке: «Нет, бабушка. Он лучше летает. Его не сбивают».

(Художник - Дарина Попова, 13 лет, 6-й класс МАОУ СОШ № 67 г. Томска)

В сентябре или октябре 1942 года вышел приказ Сталина о том, чтобы всех летчиков-инструкторов вернули в тыл, поскольку уже на полную мощность заработали авиационные заводы в Сибири. Появилась необходимость в подготовке большого количества пилотов. Самолеты есть, а подготовленных летчиков для них нет. Приказ есть приказ. И Турецкого Петра Петровича, как опытного инструктора, отозвали с фронта и назначили командиром учебного авиаотряда в Грузии. Вот так он, старший лейтенант, в 27 лет стал командиром авиаотряда. Летать приходилось по десять часов в день. От инструкторов зависело все - темп и качество подготовки. Курсантов нужно было обучать и теории, и устройству самолета, высшему пилотажу, элементам воздушного боя, ведь они после училища попадали сразу в самое пекло. А еще надо было, когда поступал приказ с другими летчиками-инструкторами летать на боевые задания, пока вражеские силы находились недалеко на Кавказе.

Через несколько лет после окончания войны Петр Петрович демобилизовался из армии, обзавелся семьей. Его жена тоже прошла войну военным врачом 3-го ранга.

Послевоенное время накрепко связало летчика с Сибирью. Еще девять лет после демобилизации летал над просторами Омской области, как говорил, «извозчиком» работал. Но война ни для кого не проходит бесследно. По состоянию здоровья рано пришлось уйти на пенсию. Но и после отставки мой прадед не отдыхал и полгода. С детства не мысливший себя без работы, он устроился работать на стадион «Динамо» в Омске, где проработал еще более 30 лет.

За время службы в военно-воздушных силах Турецкий Петр Петрович обучил боевому мастерству более 800 летчиков, а это чуть меньше, чем воздушная армия истребителей. Из них 150 пилотов из Чехословакии, армии Людвика Свободы. Учился у него в послевоенное время и сын иранского шаха. Сам Петр Петрович налетал более семи тысяч часов. Был награжден орденами и медалями Советского Союза (орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией» и другими).

И хотя я никогда не видел своего прадеда, так как он умер за одиннадцать лет до моего рождения, мне о нем много рассказывал мой папа и дед. Я чувствую связь с ним, горжусь его героической судьбой и стремлюсь быть достойным представителем нашей фамилии.

Я храню память о своих родных, которые, не щадя себя, боролись за светлое будущее Родины, за мою счастливую жизнь, и хочу, чтобы о них знали и мои дети. Мне неприятно слышать о том, как сейчас за рубежом переписывают страницы истории, как перевирают факты, как очерняют репутацию Советской армии в годы войны.

Я рассказал историю своего прадеда для того, чтобы на его примере показать, как надо любить свою страну и свой народ, как надо его защищать. Надеюсь, моя история кого-то вдохновит на поиск и сбор информации о своих предках, ведь истории судеб людей по крупицам воссоздают историю целого народа. Ведь, чем больше примеров гражданского подвига мы будем знать, тем невозможнее нас будет переубедить в достоверности той правды о войне, которую мы знаем и за которую боремся.

Комсомолец, на самолет! (часть 1)

Турецкий Андрей (15 лет), МАОУ СОШ № 67 г. Томск, Россия.




Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

НОВОСТИ ПРОЕКТА

22 июня памятный день. 22 июня день памяти: в...


КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 886393 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране