Размер шрифта Цветовая схема Изображения

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Помним Чтим Гордимся

Прерванный полет

Мы живем в поселке Краснооктябрьский. Это наша малая Родина. Если бы вы только знали, как дорог нам этот маленький уголок земли. Несколько лет мы занимаемся в школьном объединении «Моя малая родина» на базе школьного историко-краеведческого музея села Среднее Погромное. Школьный историко-краеведческий музей села Среднее Погромное – хранитель славных страниц истории родного края. Здесь многое рассказывает о Великой Отечественной войне, собран громадный материал о земляках - защитниках Родины. Награды, письма с фронта, дневники, летные книжки, истории судеб.

В нашем поселке проводится много патриотических мероприятий, в которых участвуют жители, ветераны войны и труда, молодежь, школьники. Это и митинги, и акции по уборке поселка, территории братской могилы, поселковые праздники. Ежегодно принимаем участие в организации «Бессмертного полка». Самое святое место в поселке – это Братская могила в посёлке Краснооктябрьском г. Волжского. На плитах по обе стороны памятника выбиты имена жителей села Погромное, которые не вернулись с войны. Их имена были увековечены в мраморе. А на центральных плитах прописаны имена героев, погибших во время Сталинградской битвы. Это капитан 3-го ранга С.П. Лысенко, воины 300-й стрелковой дивизии, летчики 1 Гвардейского Краснознаменного Брянского Авиаполка дальнего действия. Благодаря работе, которую проводит наш школьный музей, ребята школы, мы знаем о судьбе и о подвиге многих людей, чьи имена выбиты на плитах. На уроках Мужества нам рассказывают о подвиге моряков во время Латошинского десанта, о гибели капитана 3-го ранга С.П. Лысенко, чье имя носит улица нашего поселка. Мы решили посвятить свое исследование летчикам, погибшим на Сталинградской земле и похороненным в Братской могиле села Среднее Погромное.

В начале своего исследования мы выдвинули гипотезу: все летчики погибли участвуя в военных операциях против фашистских летчиков в результате прямого попадания вражеского снаряда.

История авиационных дивизий

Изучив список, который хранится в школьном музее, мы выяснили, что всего на плитах высечено 70 имен, которые относятся к воинским захоронениям. Десять из них – это фамилии летчиков, погибших под Сталинградом. Притом, имена четырех летчиков были выбиты только два года назад. Ошибочно, их имена не были прописаны изначально. Сегодня большую работу по увековечению памяти и исправлению ошибок ведет Волгоградский Центр по изучению Сталинградской битвы.

Летчики из Списка захоронений в братской могиле поселка:

1. Абанин Николай Ефимович.

2. Нагорский Борис Тимофеевич.

3. Святец Николай Ильич.

4. Стрижаков (Стрыжаков) Георгий Ксенофонтович.

5. Таранников (ошиб. Торанников) Иван Федорович.

6. Татаринцев Михаил Тимофеевич.

7. Федотов Виктор Петрович.

8. Цинцадзе Пантелеймон Гедеонович.

9. Шашерин Аркадий Васильевич.

10. Юлдашев (ошиб. Юйдашев) Алидмжан Халиевич (Халилеевич).

Мы изучили сайт «Мемориал», нашли имена нескольких летчиков из списка в составе 53-й авиационной дивизии дальнего действия.

На сайте 53-й авиационной дивизии Дальнего Действия и изучили краткую историческую справку о составе данной дивизии:

«53-я «Сталинградская» авиационная дивизия Дальнего Действия

20 марта 1942 года преобразована из 23-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии.

Состав дивизии:

1-й авиационный полк Дальнего Действия – с 20 марта 1942 года по 18 августа 1942 года. Приказом НКО №250 переименован в 1-й Гвардейский авиационный полк Дальнего Действия.

1-й Гвардейский авиационный полк Дальнего Действия– с 18 августа 1942 года по 26 декабря 1944 года. Переименован в 1-й Гвардейский «Брянский» Краснознамённый бомбардировочный авиационный полк.

За свой боевой подвиг дивизия была награждена:

1) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года 1-й Гвардейский авиационный полк Дальнего Действия награждён орденом «Боевого Красного Знамени».

Вот в этом полку и служили восемь из десяти летчиков: Абанин Н.Е., Святец Н.И., Стрижаков Г.К., Таранников И.Ф., Татаринцев М.Т., Федотов В.П., Цинцадзе П.Г., Юлдашев А.Х.

На сайте «Военно-транспортная авиация СССР и РФ» есть подробная информация об истории 1-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (194-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка):

«1-й авиационный полк Дальнего Действия в 1-й гвардейский авиационный полк Дальнего Действия – командир полка полковник Чирсков Б.Ф….» (Архив МО СССР, ф. 1 гв. бап, оп. 518832, д. 1, лл. 14,43).

В начале августа все исправные самолеты ТБ-3 с экипажами, имеющими допуск к полетам днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, перелетали на аэродром у станции Никифоровка, для участия в боевых действиях под Сталинградом.

Базирование нашего полка на аэродроме Никифоровка считается за весь период войны самым продолжительным — с 20 августа 1942 по 28 июля 1943 года. Обстановка под Сталинградом в то время была сложной, враг рвался к Волге. В ночь на 25 августа в боевые действия на Сталинградском направлении включилась 53-я авиационная дивизия, на самолетах ТБ-3.

В сентябре большая часть соединений АДД работали в интересах войск, оборонявших Сталинград. Цели находились в непосредственной близости от города. Наши экипажи наносили бомбовые удары по живой силе и технике врага в 10 километрах севернее Городища и Александровки, переправам через реку Дон и скоплениям гитлеровцев в районе Верхней Елыпанки, Воропонова и Старой Дубровки.

17 сентября 1942 года на аэродроме Никифоровка было отмечено торжественным событием. Полку было вручено гвардейское Знамя. Знамя вручал член Военного совета Дальней авиации генерал-майор авиации Г.Г. Гурьянов. Передавая командиру части полковую святыню, он сказал: «Гвардия — цвет нашей авиации. Гвардией гордится советский народ. Не уроните высокого звания. Сумейте прославить это Знамя новыми успехами в борьбе с врагом».

Командир полка полковник Б.Ф. Чирсков, перед строем летчиков, штурманов, техников, воздушных стрелков, опустился на колено и поцеловал край Знамени. Преклонив колено, весь личный состав повторял за командиром гвардейскую клятву. Церемония завершилась вручением воинам нагрудного знака «Гвардия» и торжественным маршем. В этот период (сентябрь-октябрь) полк работал на сохранившихся самолетах ТБ-3».

На сайте Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова мы нашли сборник «От героев былых времен», где авторы собрали воспоминания жителей города Тамбова – участников Великой Отечественной войны. Среди них есть летчик, житель Тамбова – Бондар Александр Николаевич.

Из его воспоминаний:

«Начал войну на самолете ТБ-3, (бомбардировщик конструкции Туполева). Размах крыльев самолета 40 метров, 20 метров - в длину, скорость 140 -150 км/ч. У ТБ-3 была не закрыта кабина, только ветровое стекло, нас очень тепло одевали. Этот самолет не имел тормозов, когда садился, можно было выкатиться за аэродром. Не было радиосвязи, только с помощью морзянки передавал радист в аэродром: «Пролетели линию фронта», «Отбомбились», «Летим обратно». Выпускали самолеты с помощью белых и красных флажков. Наш полк базировался на аэродроме Никифоровка Тамбовской области. Мы выполняли полеты на Сталинград, летали так же и в Ленинград и на Кубань. Полет длился 6-8 часов, кроме бомбардировки были и другие задания. В августе 1942 года нашему I авиационному полку дальнего действия было присвоено звание Гвардейского.17 сентября 1942 года полку вручалось гвардейское знамя. Но вначале было так: улетают 9 самолетов, а возвращаются 3. На пятый день пришло указание: «Летать только в ночные часы», наверно, поэтому наша часть сохранилась. На ТБ-3 мы летали до 1943 года. В Сталинград я выполнил 60 боевых вылетов, за это меня наградили орденом Ленина. С села Никифоровка в 1943 году мы перелетели на Курский аэродром».

Изучив характеристики самолета ТБ-3, мы выяснили, что максимальное количество людей на борту – 6-8 человек.

Два летчика – Нагорский Б.Т., Шашерин А.В. - числятся в списках 272 авиационной дивизии. Из истории этой дивизии:

«272-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия сформирована 12 июня 1942 года на основании Приказа НКО СССР № 00119 от 9 июня 1942 года на базе Управления ВВС 21-й армии.

В составе 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта. С июня по ноябрь дивизия принимала участие в оборонительных боях под Сталинградом, затем поддерживала войска фронта в ходе контрнаступления, участвовала в воздушной блокаде окруженной группировки немцев под Сталинградом, при отражении наступления его котельниковской группировки и её разгроме. В начале 1943 года вместе с 8-й воздушной армией в составе Южного фронта дивизия успешно действовала на ростовском направлении, уничтожала отходящие силы врага, прикрывала наступающие войска с воздуха, вела борьбу с подходящими резервами противника. За успешное выполнение заданий командования в марте 1943 года Приказом НКО СССР № 138 от 18.03.1943 г. дивизия была преобразована во 2-ю гвардейскую ночную бомбардировочную авиационную дивизию».

На сайте «Офицеры России» мы нашли состав 272 авиа дивизии. В состав данной дивизии с 14 сентября 1942 года по 18 марта 1943 года входил 969 ночной бомбардировочный авиационный полк. Именно в писках этого полка числятся летчики: Шашерин А.В., Нагорский Т.Б. Из материалов сайта следует, что в качестве вооружения 272-й авиа дивизии применялись только самолеты По-2. Максимальное количество летчиков в таком самолете – 2 пилота.

Об этих самолетах мы нашли следующее мнение: «Нельзя умолчать о скромных тружениках войны, — вспоминает маршал авиации С. И. Руденко о летчиках ночных бомбардировочных авиаполков, — летавших на легкомоторных самолетах По-2. Они наносили удары по врагу, не пропуская почти ни одной ночи. Их не останавливали ни ветер, ни снежный буран, ни даже грозный для авиации туман. Были ночи, когда летчики выполняли по 7 — 8 боевых вылетов. А ведь эта безобидная на первый взгляд учебная машина поднимала до 350 кг бомб, т. е. половину того, что мог поднять штурмовик Ил-2».

В Энциклопедии «Сталинградская битва» мы нашли карту, где указано месторасположение аэродрома 272 авиадивизии до контрнаступления под Сталинградом. Это в районе села Луго-Водяное.

Таким образом, мы сделали несколько выводов:

1) для того, чтобы правильно работать с архивными материалами, важно разобраться с военными подразделениями, в которых служили погибшие летчики; учитывая тот факт, что подразделения могли менять свое название;

2) изучив материал, мы выяснили, что Шашерин А.В. и Нагорский Т.Б. служили в составе 272 авиадивизии (969 ночной бомбардировочный авиационный полк);

3) летчики Абанин Н. Е., Святец Н. И., Стрижаков Г. К., Таранников И. Ф., Татаринцев М. Т., Федотов В. П., Цинцадзе П. Г., Юлдашев А. Х. служили в составе 53-й авиационной дивизии дальнего действия (1-го гвардейского авиационного полка дальнего действия или 194-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка).

Прерванный полет (часть 2)

Горшенина Екатерина ученица 7 в класса, МОУ СШ № 15, г. Волжский, Волгоградская область, Россия.


irvar, 2020-05-09 15:58 Горшенина Екатерина 7 в класс МОУ СШ №15 г. Волжского
ПОМНИМ И ЧТИМ


Комментарии:

Добавить комментарий:

Чтобы оставить комментарий на сайте, необходимо Войти

КОНКУРСЫ



КОММЕНТАРИИ

КАРТА ПАМЯТИ



В память о павших уже зажглись 499743 свечи(а), зажги и ты свою свечу памяти...


Официальные партнеры

Новости и события в стране