После Тегеранской конференции в 1943 году началась регулярная помощь югославской армии со стороны стран антигитлеровской коалиции. Военное руководство немецкого рейха мгновенно и адекватно оценило изменившуюся ситуацию: «Конец 1943 года имел для развития движения под руководством Тито большое значение: он принёс его включение в общую стратегию союзников и, тем самым, признание его самостоятельной воюющей силой».
Гитлеровцам пришлось увеличить количество своих дивизий в Югославии с 10 до 19. С учётом вооружённых сил стран-союзников Германии в Югославии находилось 400 тысяч оккупантов и 250 тысяч коллаборационистов из числа граждан других стран и не только балканских. Среди сил немецкого вермахта в Югославии воевала одна из дивизий Русской Освободительной армии генерала Власова и казачьи формирования из числа русских эмигрантов. Как известно, на службе у нацистов были не только этнические немцы рейхсдойче и фольксдойче. В войсках СС численность иностранцев достигала 57 %! Добровольческие дивизии были сформированы в большинстве стран Европы, в разных республиках СССР, на Ближнем Востоке и даже в Индии. Неудивительно, что пособниками нацистов стали жители марионеточного государства Независимая Хорватия – этнические боснийцы. Немцам нужны были не только оккупированные территории, но и лояльные союзники, способные худо- бедно прикрывать тылы на военных и экономических фронтах там, где это больше всего требовалась. Поэтому в апреле 1941 года, при активном участии местных ультраправых, был образован марионеточный сателлит Германии - Независимое государство Хорватия, включившее в свой состав, помимо части Хорватии, Боснию и Герцеговину, и некоторые районы Сербии и Словении. А поскольку основные силы немцев отправили для войны в Советском Союзе, на Балканах остались менее боеспособные и маневренные соединения вермахта, молодая хорватская армия (Домобран), а также войска союзной Италии. В результате быстро стало ясно, что этих сил недостаточно, чтобы справиться с нарастающей партизанской угрозой. В 1943 году, после провала Сталинградской операции и других тяжёлых поражений на Восточном фронте, немцы остро осознали необходимость пополнений своих войск за счёт других народов.
Здесь уместно вспомнить один интересный исторический факт, касающийся формирования подразделений гитлеровского вермахта из числа граждан Югославии. Идейного вождя палестинских арабов иерусалимского муфтия Амина Аль-Хусейни (дядю Ясира Арафата – лидера Организации Освобождения Палестины (ООП) конца XX века) после окончания Второй мировой войны военным преступником объявил недавний командир югославских партизан Иосип Броз Тито. Не за то, что Амин Аль-Хусейни встречался с Гитлером, призывал убивать побольше евреев, был агентом германской разведки, а за то, что муфтий Хусейни сформировал из боснийских мусульман дивизию СС «Ханджар», которая, воюя с партизанами Броз Тито, совершила массу отвратительных зверств против мирного сербского населения. В феврале 1943 года была образована 13-я добровольческая горнопехотная дивизия СС «Ханджар», а в июле она собралась в тренировочном лагере возле города Тузла (территория Боснии и Герцеговины). В дивизию вошли:13 000 боснийцев, 6 000 хорватов, 3000 косовских албанцев и ещё 3000 немцев. Из 26 000 бойцов порядка 60% исповедовали ислам. Мусульманское население видело в такой дивизии возможность обеспечения собственной защиты и, в какой-то степени, рассчитывало создать когда-то собственное государство. Поэтому служба в войсках СС казалась им весьма привлекательной. Из- за мусульманского фактора формирование имело свою специфическую символику. Так, солдаты, исповедовавшие ислам, ходили в круглых турецких фесках с орлом и свастикой, а в петлицах у них был изображен короткий турецкий меч ханджар- наследие Османской империи. Собственно, по имени меча и получила свое имя дивизия. Основной её задачей должна была стать борьба с сербскими партизанами, цыганами и евреями. Каратели жгли целые деревни и убивали тысячи мирных жителей. Особенно доставалось сербам, у которых, как говорили, даже вырезали сердца.
Религиозная принадлежность, с одной стороны, придавала бойцам дивизии запал для борьбы с «неверными», в первую очередь с сербами и евреями. С другой стороны, мусульманство вызвало и ряд конфликтов между хаджарцами и командовавшими ими немецкими офицерами. Во - первых, легионеры по пять раз в день отлучались на молитву намаз. Плюс к этому они не ели свиную тушёнку. Поэтому пришлось выписать говяжью, а во время ожидания её доставки солдаты отказывались что- либо делать. Во- вторых, оказалось, что боснийцы, хорваты и албанцы не очень-то вместе друг с другом уживаются. В лагере подготовки между ними то и дело происходили стычки с рукоприкладством. Пришлось разделить отряды по национальности и не смешивать их. К тому же совершенно обычными явлениями были самовольные отлучки, кражи казённого имущества, неподчинение офицерам. Большой скандал вышел, когда один из ханджарцев вдруг понял, что ремни и ботинки в их униформе сделаны из свиной кожи. Тогда их поснимали и выкинули в выгребные ямы, а немцам пришлось заказывать новое обмундирование из говяжьей кожи. В общем дисциплина в дивизии, мягко говоря, хромала. Где уж там до германского порядка. Поэтому неудивительно, что любой более или менее грамотный агитатор мог вызвать в ней серьёзные брожения. Так и получилось. В «Ханджар» попал коммунист- подпольщик, босниец по национальности, Ферид Джанич. Он партизанил по лесам против нацистов, попал в плен и, для спасения жизни, вступил в «Ханджар». Однако времени зря Джанич не терял и даже в стане врага продолжил борьбу. Ему удалось сколотить тайную коммунистическую ячейку, куда вошло ещё трое солдат: Божо Еленек, Лютфия Диздаревич и Никола Вукелич. И с их помощью Джанич, внешне ничем не выделявшийся и успевший даже получить звание унтерштурмфюрера СС (соответствовало званию лейтенанта в вермахте), стал проводить антифашистскую агитацию.
В августе 1943 года дивизия «Ханджар» была направлена на юг Франции в город Вильфранш-де-Руэрг. Все время пребывания там Джанич поддерживал слухи о том, что всех солдат отправят на Восточный фронт. Однако после Сталинграда никто из них не хотел воевать с Красной Армией. Недовольству способствовало и высокомерие немецких командиров по отношению к славянам, которых постоянно муштровали и физически унижали. Джанич пользовался этим и всё время нагнетал атмосферу, говоря, что немцы их за людей не считают и используют только в своих интересах, а чуть что, так сразу в морду кулаком бьют. Будучи коммунистом, босниец давил и на классовые противоречия. В Вильфранше немцы расквартировались в комфортной гостинице, где личные денщики стирали им бельё, в то время как славяне жили в простом бараке. Совсем недовольны солдаты были после того, как немецкие офицеры заставили их строить домики для увеселения с проститутками. Рядовые солдаты были просто в ярости.
17 сентября 1943 года вспыхнул первый и единственный бунт в войсках СС. Примерно 1000 боснийцев с лютой ненавистью убили пятерых немецких офицеров-инструкторов, которых они резали ножами, пинали ногами и били палками. Казармы были захвачены. Джанич уговаривал босняков уйти во французские леса и присоединиться к местным партизанам Сражающейся Франции. Но поддержки эта идея не получила. Пресловутая дисциплина стала снова подводить восставших. Их запала хватило, чтобы перебить несколько командиров, но не было понятно, как воевать дальше, да и не очень-то хотелось. Они понятия не имели, что делать во Франции и зачем надо сражаться с незнакомым им народом, языка которого они не знают. В это время немцы очухались и решили действовать быстро. Главврач местного эсесовского лазарета Вильфрид Швайгер обратился к батальонному имаму Халиму Малкочу, чтобы тот уговорил бунтовщиков прекратить бунт, а сам сообщил «куда следует», во время двухчасовых переговоров босняков окружили верные нацистам албанцы из дивизии СС – «Скандерберг», после чего начался короткий бой. В результате бунт был подавлен, а Ферид Джанич убит в перестрелке. Немцы пообещали амнистию всем сложившим оружие. Босняки сдались, но амнистии, конечно, не последовало. Позже 15 наиболее активных легионеров были казнены, 265 сосланы в концлагеря Нойегамме и Дахау, порядка 800 отправлены на тяжёлые работы в Германию. Несмотря на провал бунта, в каком-то смысле он удался: несколько коммунистов вывели из нацистского строя почти тысячу солдат. Тем не менее немцы от босняков не отказались и продолжили их пользовать.
Но стойкости духа у солдат дивизии «Ханджар» не хватало: порядка двух тысяч ханджарцев дезертировали, ещё 700 человек, в том числе даже один из имамов, перешли к партизанам, Итогом для дивизии стало решение Гиммлера отправить «Ханджар» на борьбу с Красной Армией в Венгрию. В конце 1944 года «Ханджар» принимала участие в боях с Красной Армией на территории Венгрии, когда и была разгромлена.
Конец дивизии оказался ожидаемым. Советские войска, которых они боялись больше всего, разбили эсэсовцев за пару недель. Командир дивизии, группенфюрер СС Карл-Густав Зауберцвейг, попал в плен к англичанам и, опасаясь выдачи коммунистам- югославам, 20 октября 1946 года совершил самоубийство в лагере для военнопленных. Был повешен Халим Малкоч, тот самый имам, который тянул время с поднявшими бунт солдатами. Ещё 38 легионеров предстали перед трибуналом, из них десять были казнены, а 28 приговорены к тюремному заключению. Можно сказать, относительно небольшое количество понесших наказание, учитывая, что на суде рассматривалось обвинение в убийстве 5 000 человек. К тому же после ссоры Сталина с Тито в 1952 году все осуждённые было досрочно освобождены. Впрочем, реабилитированы они тоже никогда не были.
О наших союзниках-патриотах в годы Великой Отечественной войны
О наших союзниках-патриотах в годы Великой Отечественной войны (часть 2)
О наших союзниках-патриотах в годы Великой Отечественной войны (часть 3)
О наших союзниках-патриотах в годы Великой Отечественной войны (часть 5)
О наших союзниках-патриотах в годы Великой Отечественной войны (часть 6)
2020-10-20 17:24
Мария Гуковская
Мой отец, Мармерштейн Хаим Самойлович, политрук Красной Армии (рота 482 отдельного...
2020-05-11 08:25
Светлана Котенко
Помним..гордимся!!!
2020-05-09 12:20
Алена Мочалова
Мой прадедушка!
2020-05-07 14:19
Ионелла
Помню и горжусь своим прадедом Кривякиным Робертом Ивановичем! Спасибо за вашу...
2020-05-06 21:43
Блащицына Светлана
Помним! Чтим! Гордимся!